• О гимназии 103 ● Антикоррупционная деятельность ● Базовая площадка ФЦПРО ● Введение ФГОС ● Гостевая книга гимназии ● Инновационная деятельность ● Информация ● Книга памяти ● Музей гимназии ● Наша новая школа ● Новости гимназии ● Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ● Профилактика ДДТТ ● Публичный доклад ● Служба медиации ● Управляющий совет ● Устав гимназии ● Школьные СМИ ● Фотоархив гимназии
  • Родителям ● Благотворительная помощь ● Гостевая книга гимназии ● Задайте вопрос директору гимназии №103 ● Здоровое питание ● Инструкция для родителей по электронному зачислению в ОУ ● Комплексная безопасность ● НИКО ● ОРКСЭ ● Основная образовательная программа ● Реализуемые программы ● Рекомендации ● Ссылки  ● Учебные планы ● Фотоархив гимназии
  • Ученикам ● Безопасный интернет ● Внеурочка ● Гостевая книга гимназии ● Государственная итоговая аттестация ● Летняя гимназия ● Наши успехи ● Всероссийская олимпиада школьников ● Поступающим в ВУЗы ● Совет старшеклассников ● Спорт ● Школьный хор ● Фотоархив гимназии
  • Учителям ● Гостевая книга гимназии ● Молодые специалисты ● Коллективный договор ● Печатные издания ● Повышение квалификации ● Профком ● Профстандарт
    Сегодня 08.12.2016
    Четверг  

Случайное изображение. Гимназия 103 Минеральные Воды
Электронный Классный Журнал
Яндекс.Метрика
ГЛАВНАЯ

подразделы текущего раздела

Обучение по ФГОС ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

М.М.Панасенкова руководитель кафедры социализации личности и коррекционной педагогики СКИРО ПК и ПРО, кандидат педагогических наук

ФГОС обучающихся с ОВЗ

Минобрнауки РФ изданы приказы об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4257, ст. 4263), подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 3, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5096) утверждены: федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”); приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).
ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью вступают в действие с 1 сентября 2016 года.
В настоящее время ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проходит апробацию в 24 регионах на базе 115 школьных площадок.
Основными эффектами внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определяющими его место и значение в общей системе образования РФ, являются:
 обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования, системного становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ;
 повышение инновационного потенциала базового образования обучающихся с ОВЗ, в том числе за счет реализации деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, культуросообразного подхода в образовании, особого структурирования содержания образования, в том числе через выделение в качестве компонентов «академической грамотности» и «жизненной компетенции»;
 модернизация институтов системы образования РФ, усиление их роли и возможностей в обеспечении социального развития лиц с ОВЗ, повышения конкурентоспособности выпускников, формирования комфортной социокультурной среды, в том числе и через изменение в подходах к внеурочной деятельности, к сетевому взаимодействию, к расширению зоны социальных контактов в образовании и к включению родителей в образование школьников;
 единение образовательного пространства РФ, обеспечение преемственности общего образования на разных его ступенях и вариантах, создание основы для разумной вариативности в содержании образования и путях его изучения школьниками с ОВЗ с учетом региональной специфики социокультурных потребностей;
 совершенствование профессиональной компетентности современных педагогов, создание центров методической поддержки, «комбинированных школ» и т.д.;
 формирование концептуальной основы для разработки нового поколения учебников и учебно-методических материалов, в том числе и на основе применения ИКТ, для обучения школьников с ОВЗ.
Основной этап внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ предполагает:
1. Комплектование контингента учащихся с ОВЗ.
2. Информирование родителей об особенностях и перспективах обучение учащихся с ОВЗ.
3. Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы.
4. Текущий мониторинг качества внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ и, при необходимости, проведение корректировочных мероприятий.

Нормативно-правовая база введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

При введении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью каждая образовательная организация должна опираться на следующие документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847).
3. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35850).
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993).
5. Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638.
9. Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».
10. Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г.,
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
13. Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 № 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
14. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования».
15. Письмо Минобрнауки РФ «Об индивидуальном обучении на дому от 05.09.2013 № 07-1317.
16. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»).
17. План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден министром образования и науки РФ 11.02.2014 г.).
18. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).
19. Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
20. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010-г. № 2106).
21. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
22.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Документы образовательной организации

При разработке перечня локальных актов образовательной организации, должны быть учтены соответствующие статьи Федерального закона №273-ФЗ, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов могут быть документы, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями). Каждый блок нормативно-правовой документации может быть собран в отдельной папке. В этом случае документы образовательной организации могут быть объединены в разделы:
1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности в части введения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.
2. Финансово-экономическое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.
3. Организационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.
4. Кадровое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
5. Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.
6. Материально-техническое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ.

В качестве наполнения названных разделов могут выступать документы, подтверждающие:
 наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (протокол заседания органа государственно-общественного управления образовательного учреждения, на котором принято решение, заверенный (согласованный) учредителем);
 создание в организации рабочей группы по введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и утверждении Положения о рабочей группе) и др.
Издание приказов по образовательной организации, таких как:
 О переходе ОО на обучение по ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;
 О разработке адаптированной основной образовательной программы на 2015/2016 учебный год;
 Об утверждении учебного плана;
 Об утверждении программы внеурочной деятельности;
 Об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;
 Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
 О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;
 О внесении изменений в должностные инструкции учителя, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, психолога, педагога дополнительного образования;
 Об утверждении плана методической работы. План методической работы (раздел плана, в части сопровождения введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ);
 Об утверждении плана-графика повышения квалификации, план-график. Информационная справка с указанием доли учителей начальных классов, прошедших повышение квалификации по вопросам введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;
Кроме того, необходимо проведение:
 расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ, заверенная учредителем;
 анализа оснащённости образовательной организации в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений;
 соответствия материально-технической базы реализации АООП для обучающихся с ОВЗ действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения, план мероприятий по устранению выявленных несоответствий;
 укомплектование библиотеки, с указанием доли обеспеченности предметов учебного плана АООП для обучающихся с ОВЗ. Перечень доступных и используемых ЭОР. Информация о системе ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся;
 разработка инструментария для изучения образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ и запросов родителей по использованию часов вариативной части учебного плана, включая внеурочную деятельность.

Методические рекомендации по совершенствованию методической базы сопровождения образования детей с ОВЗ в процессе составления АООП образовательной организации

Стандарты образования принято рассматривать как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования. В свою очередь, это с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт как общественный договор означает баланс взаимных обязательств и требований.
Все основные положения ФГОС для детей с ОВЗ должны быть отражены в адаптированной основной образовательной программе (далее –АООП). Исключительным правом на разработку и утверждение АООП обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» подтверждает это положение. Она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. Сама же ОО решает вопрос о целесообразности проведения экспертизы разработанной АООП. Согласования образовательной программы не требуется. Таким образом, объектом внешней оценки АООП становится только в период прохождения процедуры лицензирования и государственной аккредитации.
В терминологии Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. образовательные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
Закон выделил некоторые особенности при реализации этих образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый порядок выдачи документов об обучении. Часть 13 ст. 60 Федерального закона № 273- ФЗ говорит о том, что: «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных на основе его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а в случае наличия инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП НОО возможны переходы с одного варианта на другой с учетом мнения родителей.
В настоящее время разработаны проекты адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования для разных категорий обучающихся:
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся.
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся.
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся.
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Данные программы размещены на сайте: ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья http://fgos-ovz.herzen.spb.ru.

Адаптированная основная общеобразовательная программа

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОПП обучающимися с ОВЗ;
- учебный план;
- программы отдельных учебных предметов;
- программу коррекционной работы;
- программу духовно-нравственного развития;
- программу формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий);
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программу внеурочной деятельности;
- систему условий реализации АООП.
Данные разделы могут быть представлены в АООП НОО последовательно, а могут быть объединены в блоки, например:
Целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения АООП, система оценки достижений в освоении АООП).
Содержательный (отдельные программы).
Организационный (учебный план, план внеурочной работы, система условия реализации АООП).
Кроме указанных разделов АООП образовательной организации может иметь и дополнительные разделы, которые учитывают специфические особенности и возможности региона и школы. Например, в качестве дополнительных разделов в программу могут быть включены паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся по различным параметрам и др.
При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей. Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются:
 порядок и периодичность разработки АООП или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательной организации);
 состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность, порядок обсуждения проекта АООП;
 порядок утверждения АООП и ввода в действие. Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативно-правовой акт образовательной организации может быть включен перечень индивидуальных прав обучающихся и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа, и процедуры выявления, фиксирования образовательных запросов обучающегося в разных форматах – индивидуальная образовательная программа на основе образовательной программы учреждения, индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы учреждения, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и др. Особенно стоит обратить внимание на описание учебно-методического оснащения АООП, в том числе ТСО, учебниками и другими средствами обучения, предоставляемыми школьникам бесплатно. Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в Примерных АООП к каждому ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Образовательная организация с опорой на Закон «Об образовании в РФ», Концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, Примерные АООП определенного варианта, а также иные документы самостоятельна в составлении своей адаптированной общеобразовательной программы.
Пояснительная записка содержит следующие разделы, которые могут быть раскрыты и, главное, конкретизированы и детализированы в АООП образовательной организации:
1. Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Сюда же, в пояснительную записку, в паспорт программы или же в самостоятельный раздел в конце АООП могут быть внесены и другие разделы.
Их описание также имеется в примерной АООП:
1. Кадровые условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.
2. Финансовые условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.
3. Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП содержат основные ориентиры в образовании той или иной группы детей с точки зрения достижения необходимого уровня образованности.
В примерной АООП описаны все возможные варианты для каждого предмета и программы в целом. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОПП обучающимися с ОВЗ в содержательно и структурном плане связана с предыдущим разделом. Здесь ОО может найти рекомендации для составления методики мониторинга, комплектования системы маркеров или критериев для оценивания деятельности учащихся, а также примеры традиционной, в том числе бальной оценки.
Учебный план, приведенный в примерной АООП, также носит примерный характер и может быть конкретизирован с учетом региональных условий. Кроме того, наличие раздела, формируемого участниками образовательного процесса, позволяет самой образовательной организации корректировать содержания в объеме, предусмотренном АООП.
В примерной АООП приведены, как правило, несколько вариантов учебных планов, ориентирующих специалистов на более полную реализацию потребностей конкретной образовательной организации, ее обучающихся и местной социальной ситуации. В этом же разделе приводится продолжительность занятий, рекомендуемая для той или иной группы детей определенного возраста и график учебного года.
Программы отдельных учебных предметов в АООП должны быть составлены на весь период обучения и ориентированы на общие рекомендации по выбору направлений деятельности ОО с учетом местных условий. В связи с этим конкретизация примерных программ учебных предметов может давать достаточно широкий спектр возможностей для индивидуализации обучения и реализации авторских подходов педагогов в отборе и структурировании конкретного содержания. Конечно, последующее издание учебников и учебно-методической литературы будет способствовать унификации содержания обучения и стабилизировать работу педагогов по структурированию выбора содержания, структуры и путей его изучения.
Программа коррекционной работы содержит описание основных подходов, перечень занятий и других вариантов организации коррекционно-развивающего воздействия, количество часов и направления коррекционной работы. Учитывая первостепенное значение этого раздела АООП для качественной реализации задач обучения детей с ОВЗ отметим, что его составление может рассматриваться образовательной организацией как базовый механизм объединения всей АООП в единое целое. В данном разделе необходимо остановиться и на организационных особенностях школьной развивающей и социально-бытовой среды, и на специфике коррекционно-развивающих занятий, и на других аспектах деятельности ОО, обеспечивающих всестороннюю коррекцию состояния и развитие ребенка.
Программа духовно-нравственного развития, программа формирования базовых учебных действий, программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни имеют в АООП свои рекомендательные ориентиры, которые могут быть использованы как базовые или как примерные при составлении собственных программ по вышеназванным направлениям каждой ОО. Например, в программе формирования базовых универсальных действий содержится перечень действий, формирование которых целесообразно и актуально для данной типологической группы обучающихся, а также примеры тех психолого-педагогических подходов, на основании которых ОО может составить свою программу формирования базовых универсальных действий.
Программа внеурочной деятельности – это программа образовательной деятельности, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени. Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, спортивно- оздоровительное, общекультурное, социальное. Содержание коррекционно- развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане. Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ.
Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, определять формы её организации с учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей). При этом следует учитывать, что формы, содержание внеурочной деятельности должны соответствовать общим целям, задачам и результатам воспитания. Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия. Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Содержание внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) складывается из совокупности направлений, форм и конкретных видов деятельности. Программы могут проектироваться на основе различных видов деятельности, что, в свою очередь, позволяет создавать разные их варианты с учетом возможностей и потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Виды внеурочной деятельности в рамках основных направлений, кроме коррекционно-развивающей, не закреплены в требованиях ФГОС. Для их реализации в образовательной организации могут быть рекомендованы: игровая, досугово-развлекательная, трудовая, общественно-полезная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность, художественное и социальное творчество, и др. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется общеобразовательной организацией: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры- конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п.), туристические походы и т. д. Результаты внеурочной деятельности отдельно охарактеризованы в примерной АООП, что подчеркивает важность этой работы наряду с учебной и коррекционно-развивающей для дальнейшего развития и социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с особенностями контингента обучающихся, подробно описанными в Концепции и ФГОС для каждой группы обучающихся, в каждом случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся по индивидуальному плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, варьирование количественного и качественного соотношения компонентов академической грамотности и жизненной компетентности, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества.

Кадровое обеспечение реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ

Обеспечение кадровых условий является одним из основных направлений деятельности образовательной организации по подготовке к внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Затраты на дополнительное профессиональное образование педагогов с целью достижения необходимого уровня и спецификации, оговоренных в ФГОС для обучающихся с ОВЗ закладываются на региональном и муниципальном уровнях в нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг.
Содержание раздела ФГОС, освещающего вопросы кадрового обеспечения, разработано с учетом приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638. Наиболее общие подходы к кадровому обеспечению процесса обучения учащихся с ОВЗ описаны в Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Помимо педагогических работников в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов учреждения, образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия. Учитывая сложные региональные условия, нехватку квалифицированных кадров, целесообразно продумать различные направления деятельности образовательной организации по повышению квалификации кадрового состава школы. Повышение квалификации является взаимообусловленным процессом, оказывающим влияние на эффективность труда и на качество кадрового потенциала организации. В процессе обучения происходит повышение способности педагогов адаптироваться к изменяющимся условиям. Обучение работников позволяет организации более успешно решать проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности. Повышение квалификации сопровождается ростом приверженности персонала своей организации, а также снижением текучести кадров, оно позволяет поддерживать и распространять среди сотрудников основные ценности и приоритеты организационной культуры, пропагандировать новые подходы и нормы поведения, призванные поддерживать организационную стратегию. В свою очередь, работник в процессе обучения получает определенные преимущества: расширение карьерных перспектив, повышение удовлетворенности своей работой; повышение самооценки; повышение квалификации и профессиональной компетентности. Современная система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров исходит из того, что качество обучения персонала иллюстрирует качество управления и обеспечивает конкурентоспособность организации. Особенно возрастает роль обучения в условиях организационных изменений, когда старые подходы к работе, старые управленческие схемы не только становятся менее действенными, но часто оказывают отрицательное воздействие на эффективность труда. Повышение квалификации возможно несколькими путями. Прежде всего, это курсы повышения квалификации сотрудников образовательных организаций по направлениям модернизации системы образования. В настоящий момент основным таким направлением является внедрение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Курсы повышения квалификации могут быть организованы институтами развития образования, профильными вузами регионального и федерального уровня, имеющими соответствующие лицензии. Особенно стоит обратить внимание на возможность дистанционного участия в курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и других аналогичных мероприятиях, организованных учреждениями, имеющими соответствующие допуски.
Особое направление повышения квалификации составляют взаимопосещения специалистов различных образовательных организаций, формирование региональных, районных, межинституциональных методических объединений, создание ресурсных центров на базе ведущих специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Тематикой работы в рамках такого взаимодействия могут стать вопросы практической разработки документации, организации процесса обучения, воспитания или коррекции развития ребенка, обмен и обсуждение конкретных методических разработок.

Рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при организации образовательного процесса

При организации образовательного процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Технология учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей в каждой образовательной организации определяется реализуемой адаптированной основной общеобразовательной программой.

Учебно-методическое обеспечение реализации примерного учебного плана

На основании ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ) определение списка учебников и учебных пособий в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников относится к компетенции и ответственности образовательной организации.
Необходимо отметить, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов или иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п.4 ч.3 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В 2015/2016 учебном году список учебников и учебных пособий определяется в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и письмом Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».).


 
Copyright © 2010 - 2016, «МБОУ гимназия №103 г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 32»