подразделы текущего раздела
«ЛЮДЯМ НУЖНА СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
Принят бюджет Ставропольского края на 2019 год и плановый период на 2020 и 2021 годов, над которым напряженно работали все заинтересованные стороны бюджетного процесса, в том числе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений, и в частности профсоюзов. О том, каким получился этот документ, и чего ставропольцам ждать в новом году, мы узнавали у заместителя председателя Правительства СК- министра финансов, координатора стороны ПСК в краевой трёхсторонней комиссии Л. Калиниченко.
- Лариса Анатольевна, спасибо Вам за традиционное предновогоднее общение, которого наши читатели уже ждут. Итак, бюджет принят, состоялось его широкое общественное обсуждение. Что представляет собой новый главный финансовый документ края, чем отличается от предыдущего? Удовлетворены ли Вы его содержанием?
- Новый бюджет сохранил свою социальную направленность, хотя в нем четко просматриваются и элементы развития. Доходы составят 108,6 млрд. руб., расходы 107,2 млрд. руб.
- Главное отличие нынешнего бюджета- концентрация серьезных ресурсов, преимущественно федеральных, на реализацию национальных целей, предусмотренных в Указе Президента В. Путина № 204. В рамках этой стратегии развития России на территории Ставрополья будут реализованы 10 национальных проектов, на финансирование которых будет направлено 13 млрд. руб., в том числе 10,8 млрд. руб. - средства федерального бюджета, 2,2 млрд. руб.- краевые деньги.
В рамках образовательного нацпроекта 1,4 млрд. руб. будет выделено на строительство образовательных организаций в Ставропольском крае. А средства тесно увязанного с ним демографического проекта (более 1,8 млрд. руб. федеральных и краевых денег) в основном будут израсходованы на строительство 26 детских дошкольных образовательных организаций.
Но есть серьезные вещи, которые не нашли отражения в новом бюджете, что заставляет думать над тем, как изыскать возможности для их реализации в будущем. В частности, не увеличен фонд оплаты труда для бюджетников, не поименованных в Указах Президента 2012 г., на чем настаивали профсоюзы. Это касается и проблемы снижения дифференциации в оплате труда между категориями работников, получающих заработную плату в размере МРОТ, «указниками» и теми, кто оказался между ними, а это 35% работающих в непроизводственной сфере ставропольцев. Мы отдаем себе отчет в том, что эти непростые вопросы нельзя упускать из вида, и я полагаю, как только появится возможность, вернемся к их рассмотрению.
- Сохранится ли компенсация оплаты ЖКУ для сельских педагогов, «сельские», «безводные», «пустынные» выплаты?
- Что касается выплат, которые установлены для работников сельской местности и за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных (безводность, пустынность), они все просчитаны на трехлетку в полном объеме и проиндексированы.
- В ходе нашего разговора Вы не раз ссылались на позиции профсоюзов по ряду важных вопросов. Как вы оцениваете участие сторон социального партнерства и, в частности, стороны профсоюзов, в бюджетном процессе?
- Когда краевым правительством обсуждаются подходы к основным направлениям бюджетной и налоговой политики, или мы только приступаем к этой работе, стало таким естественным движением знать и даже прогнозировать, какую обратную связь дадут на наши предложения социальные партнеры- работодатели и профсоюзы. Ближайший пример- индексация мер социальной поддержки на Ставрополье на уровень роста потребительских цен, на которой твердо и последовательно настаивали профсоюзы. Понимая, какая будет позиция профсоюзов, кстати, справедливая, решили проводить индексацию именно с 1 января 2019 г., не откладывая в долгий ящик.
Другой пример. В рамках рабочей группы по оптимизации бюджетных расходов мы серьезно рассматривали возможность монетизации такой льготы, как компенсация стоимости потребленных коммунальных услуг сельским педагогам, как это сегодня происходит в большинстве субъектов РФ. Но решили учесть жесткую позицию отраслевого профсоюза и не обсуждать эту тему, пока наши учителя не будут работать с нормальной нагрузкой и за нормальную зарплату, а школы не будут укомплектованы педагогическими кадрами в необходимом количестве.
Не менее важно отметить, что именно профсоюзы настояли на снижении разрыва в оплате труда между менеджментом и основными работниками. Начинали мы эту работу при соотношении 1:8, сегодня оно составляет 1:5, что зафиксировано в условиях труда работников бюджетной сферы.
А по большому счету, меня радует, что мы подошли к такому уровню отношений, когда наше взаимодействие – это уже не фрагментарная, а непрерывная работа, в ходе которой любые события в социально – трудовой сфере региона всегда рассматриваются с учетом консультаций и мнений сторон…
Е. Балабанова
опубликовано в сокращенном варианте