Встреча с руководством гимназии №103 города Минеральные ВодыМихаил Сидоенко Условившись о встрече с руководством гимназии, я предполагал, что провести мне её будет как минимум приятно, всё-таки школа мне родная, в ней я учился со второго по десятый класс. Но действительность превзошла все мои ожидания. С первых шагов я попал в удивительную атмосферу чуткости, внимания директора гимназии Людмилы Анатольевны Безруких, завуча Риммы Кафиевны Котовой, почувствовал их искреннюю озабоченность судьбами питомцев, гордость за многочисленные успехи гимназии не только на городском, но и на краевом уровне. Свои впечатления от визита в гимназию №103 я постарался передать в материале, который и предлагаю вашему вниманию на этой странице. Несмотря на свою занятость - конец года, планирование, подведение итогов; передо мной было несколько посетителей, а за мной ещё несколько, и не умолкал телефон - Людмила Анатольевна выкроила в плотном графике четверть часа, в течение которых в свойственном настоящему руководителю стиле - ярко и образно - рассказала о своём учебном заведении, коснувшись в интервью и истории гимназии, и её нынешних днях, полных забот, трудов и успехов. Не поверите, но захотелось вновь вернуться в школу, окунуться в эту неповторимую атмосферу постижения и начала сознательной жизни - во всё то, о чём спустя годы вспоминаешь с любовью и нежностью. Всегда считал свою любимую школу №103 лучшей в городе Минеральные Воды, ну а после встречи с директором теперь уже гимназии №103 уверен, что с похожими чувствами выходят из её стен и нынешние выпускники, выпускники нового времени, новых образовательных методик, выпускники эпохи ЕГЭ, Интернета, мира без границ и новых возможностей. И наверное, я не ошибусь, если скажу о том, что и сегодня в руководстве гимназии по-прежнему находятся Учителя с большой буквы, достойно несущие знамя самого лучшего учебного заведения города Минеральные Воды. Школа приятно удивляет прохожего своим невероятно достойным видом, в котором смотрят на тебя десятки лет общественного признания и заслуг - в 2011 году гимназия отметит свой 125-летний юбилей - своей аккуратностью, изяществом и какой-то внутренней собранностью. Настоящий Минераловодский Кембридж. Внутри парадная лестница, по которой не стыдно пройти первым лицам государства, светлые коридоры, украшенные полотнами художников (между прочим подлинники!), оснащённые компьютерами и интерактивными досками классы для занятий, два спортзала, школьный музей. Ваш покорный слуга с трепетом вошёл в здание и был допущен в кабинет второго по величине руководителя в гимназии - заместителя директора по учебно-воспитательной работе Котовой Риммы Кафиевны. Под её руководством и прошли все два часа увлекательного путешествия в мир школьных вопросов и ответов. Моими спутниками в этих рассказах стали также Андриенко Наталья Алексеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (начальные классы) и Русскина Елена Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе. С Еленой Алексеевной мы позже прошлись по школе, посмотрели на подготовку к Новому Году, музей гимназии, посетили классы, в которых, несмотря на третий час дня, шли дополнительные занятия.
Римма Кафиевна увлекательно рассказывает про то, как гимназия первой в городе приступила к информатизации учебного процесса, первой - усилиями руководства - не пожалела денег на подключение классов к Интернету, оснащение точек доступа современным оборудованием. С имиджем гимназии, твёрдо ассоциирующимся в Минеральных Водах со словами "первая", "впереди", "на высоте", иногда приходится и трудновато. Обиженные "конкуренты" по различным олимпиадам, конкурсам и выставкам подчас уже и не знают, как оправдать отставание в своих собственных глазах. Вечно эта сто третья побеждает! Может быть гимназия расположена в каком-то особенном месте? Может быть у неё какие-то преференции на высоких уровнях? Вот, при сдаче ЕГЭ преподаватели готовы сутками не покидать учебные классы, тщательнейшим образом решая задачи подготовки своих подопечных к первому значительному испытанию в своей жизни, - рассказывает Римма Кафиевна. И ученики своих наставников не подводят. У вас дети в гимназии особенные, - злятся в других школах. А может, и правда, особенные дети в 103 гимназии? Когда мы с Еленой Юрьевной путешествовали по знакомым с детства коридорам и классам, я поразился порядку и какой-то, если можно так выразиться, целеобустроенности обстановки в учебном заведении, невольно заставляющей учеников быть по-взрослому собранными. На фоне порядка и тишины, свойственным больше читальному залу нежели большому учебному заведению с приятным удивлением наблюдаю тридцать-сорок человек, которые явно знают, чем заниматься и что делать, группа учеников украшает актовый зал к предстоящим праздникам, несколько человек решают с преподавателем какие-то организационные вопросы. Во дворе гимназии конечно дети играют после уроков, но ведь в сорока шести классах учится более тысячи человек! Поверить в это сложно, настолько атмосфера в здании школы уютна. И в этом тоже заслуга преподавательского состава. А ведь какого-то особенного отбора в гимназию не существует в принципе. Это государственное общеобразовательное учреждение, оно обязано работать с тем социальным материалом, который поставляет ему общество, со всеми его проблемами и недостатками. - Думаете, у нас нет двоечников, нет прогульщиков? - спрашивает Римма Кафиевна. - Есть конечно. Есть и такие дети, которые не нужны своим родителям. И в таких ситуациях гимназия может и должна становиться практически вторым домом для своих учеников, а долгом преподавателей при этом становится ежечасный, ежедневный труд. Подчас каторжный. - И есть результаты? - спрашиваю я. - Конечно, - отвечает Наталья Алексеевна, - наши дети, наши победители. Между прочим, стоит отметить, что более шестидесяти учащихся в гимназии - из неполных семей с низким достатком. Такие дети обеспечиваются бесплатным питанием, особым контролем со стороны преподавательского состава. В разговоре всплывает и острая сопутствующая проблема - из-за бюрократических неувязок давать бесплатное питание детям, семьи которых получают пособие, почему-то нельзя, хотя зачастую их материальное положение гораздо хуже прочих. Не вошли, несмотря на многолетние усилия руководства гимназии, в категорию нуждающихся и дети-сироты. Парадокс! Возможно, - думается мне, - это оттого, что люди, пишущие законы и инструкции, не воспитывались в таких вот семьях, не испытывали трудностей? Римма Кафиевна видит выход в так называемом подушевом финансировании. Будут реальные живые деньги - появится возможность ими маневрировать, закрывать слабые места, в том числе и в вопросах бесплатного питания для учащихся. - А пока деньгами мы распоряжаться не имеем права, - говорит Наталья Алексеевна Андриенко, - мы организация бюджетная, некоммерческая. Статьи расходов под строжайшим контролем, более того, в настоящее время решается вопрос о передаче нашей столовой в ведение совершенно посторонней организации, выигравшей тендер на обслуживание. Кто и как будет готовить для наших учеников, мы можем только догадываться. Справочно. Так называемые тендеры и конкурсы на освоение денежных средств для государственных нужд были введены в действие печально известным 94-ФЗ, который в последнее время подвергается критике, в том числе и из уст Президента Российской Федерации. Подвергается критике, но действует.. С большим сожалением увидел я и результаты прошедшей в последнее десятилетие экспроприации земель. Нет у гимназии больше своей спортплощадки - раньше она располагалась справа от здания в глубине, примыкая к зоне отчуждения железной дороги, была оснащена турниками, беговыми дорожками, полосой препятствий и маленьким футбольным полем. А теперь бывшая спортплощадка отгорожена от детей глухим забором какого-то более нужного государству ведомства. В центре сквера напротив гимназии - я помню, как мы занимались там спортом под руководством Горового Владимира Михайловича, проводили уроки географии и биологии - воздвигается огромный храм. По моим прикидкам он займёт более половины всей площади бывшего сквера, чем конечно восстановит историческую справедливость в известном смысле. А где заниматься физкультурой тысяче подростков? Ведь, исходя из современных требований к учебным планам, гимназия должна проводить без малого шестьсот (!) уроков физкультуры в месяц! И где - в требующих капитального ремонта спортзалах? Я не задаю этих вопросов педагогам, так как знаю, что не получу ответа, да и неудобно будет им отвечать. И, между тем, в достаточно стеснённых финансовых условиях, руководство гимназии находит силы и средства для дальнейшего развития, делая основной упор на совершенствование учебного процесса, учебно-материальной базы. Следствием взвешенной политики в области повышения качества преподавания, его индивидуальной ориентированности стало помимо ранее упомянутого лидерства гимназии практически во всех областях так называемой зоны ответственности - то есть касающейся прямой результативности учёбы - и практически стопроцентное поступление выпускников в ведущие учебные заведения высшего профессионального образования страны - то, о чём говорила директор гимназии в своём выступлении. Одним из первых учебных заведений в Минеральных Водах гимназия №103 приступила к созданию своего собственного сайта, посвящённого всему коллективу, ориентированного не только на учеников, но и на их родителей. На сайте гимназии, расположенном по адресу http://mvschool.ru усилиями учителей и прежде всего администратора - Котовой Риммы Кафиевны - создан настоящий центр взаимодействия родителей, педагогов и подрастающего поколения. В онлайн-режиме для просмотра и контроля доступны (конечно, при наличии пароля) текущие оценки учащихся, что позволяет учителям заранее определять тенденции к снижению успеваемости, а родителям - принимать своевременные меры по выправлению ситуации. Помимо оценок на сайте представлена и богатая событиями общественная жизнь гимназии. Собранные в одном месте - на собственном Интернет-сайте - живые свидетельства проходящих в учебном заведении конкурсов, встреч и олимпиад, статьи на исторические и другие темы, вплоть до софта и железа, позволяют каждому ученику чувствовать себя частичкой дружного цельного коллектива. Нам, выпускникам прошлого века, о таком и не мечталось. Конечно, ничего бы этого не было без сегодняшних высоких технологий, но э т о г о не было бы без энтузиазма, упорства и настойчивости крепко спаянного педагогического коллектива под руководством нынешнего директора гимназии. Ведь не секрет, что в отдельных школах, гимназиях, колледжах и даже институтах к функционированию своих интернет-сайтов относятся формально, недопонимая или даже не желая понять заложенного в них потенциала. Отдельно в отношении сайта гимназии 103 мне хотелось бы упомянуть и его создателя - Юрия Педченко, выпускника школы №104 1979 года. Также на сайте гимназии представлены материалы по новостям образования, культуры России, памятным датам, культуре, новинкам книжного мира, науки и техники. В разговоре Римма Кафиевна искренне негодует по поводу низкой активности родителей, с, мягко говоря, неохотой посещающих сайт гимназии на предмет ознакомления с оценками детей. Мы с этим боремся, - сурово говорит заместитель директора, - уговариваем, убеждаем, проводим анкетирование, показываем значимость, нужность взаимодействия "на лету". Лучшим доказательством правильности выбранного пути являются результаты учёбы. И родители начинают это понимать, втягиваются в совместную работу. По сути дела, таким образом мы создаём идеальную, взаимозаинтересованную в конечном результате связку: учитель-родитель-ученик. И выигрывают от этого все! А пока что нерешённых проблем хватает. По статистике не надо заставлять смотреть дневники примерно 30-40% родителей, они делают это сознательно регулярно. Интернет подтверждает такую статистику - те же самые проценты систематически просматривают и электронные дневники. Остальные 60-70% надо воспитывать в нужном русле. И команда преподавателей гимназии №103 готова к этой нелёгкой работе, более того, посвящает ей каждый день. Невольно думаю о том, что сказал бы Павел Емельянович Гармаш, доведись ему увидеть интерактивный интернет-журнал преподавателя с оценками, фотографиями, дающим педагогу возможность не только объективно оценивать учащегося, но и оперативно прогнозировать итоговую успеваемость, выстраивать тенденции, давать своевременные и нужные рекомендации родителям. Одно понимаю точно, за нынешнюю "сто третью" Павел Емельянович бы точно порадовался. Всё увереннее и увереннее гимназия чувствует себя и на краевом уровне: 24 ноября 2010 года делегация школьников из двадцати человек успешно приняла участие в форуме абитуриентов 2011 года. Одним из приятных поводов поездки стало и присуждение сайту гимназии первого места по итогам конкурса среди школьных сайтов Ставрополья. Я не удержался и попросил Елену Юрьевну организовать мне встречу с участником этой конференции. Помимо желания услышать впечатления от недавнего совсем события мной также двигало стремление хотя бы немного посмотреть на нынешнего выпускника гимназии 103, попробовать сравнить нас. Респондентом оказался не участник, а участница, чьё понимание своих жизненных приоритетов, задач и целей меня приятно поразило. Мария Липирова, ученица 11 класса, как в непродолжительной беседе, так и в столь же непродолжительном, но ёмком интервью сумела чётко и понятно рассказать о себе и своих планах, без видимого усилия выстраивая тезисы и предложения. Уже не в первый раз за день я почувствовал гордость за свою родную школу. Одновременно с этим я понял, что подрастающее поколение - это совсем не те парни, которых подсовывает обществу "Дом-2" и его бесчисленные репликанты. Я позавидовал этому поколению, потому что объединяющее нас чувство гордости за родную "сто третью" волею возраста им дано пронести ещё дальше вглубь двадцать первого века. Удастся ли им сделать это столь же достойно, как и их предкам, построившим в своё время здание гимназии, воевавшим и погибавшим на фронтах десятков войн, защищавшим Минводы от врага, первопроходцам и пионерам малой родины? Покидая гимназию и прощаясь с преподавателями, я понял, что да. С вами был Михаил Сидоренко. |
© 2024, «МБОУ гимназия №103 г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 32»