Музей истории школы МБОУ гимназии №103 г. Минеральные Воды



Равнение на Победу. Музей гимназии №103



подразделы текущего раздела

Статья из еженедельника "Кавказская неделя" № 41 от 04.10.2022 года

#ГодПедагогаНаставника

Л.А. БЕЗРУКИХ: ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ УСПЕХА – ЛЮБОВЬ

Однажды в Минераловодском Доме детского творчества начальник Управления образования администрации Минераловодского городского округа Людмила Анатольевна Безруких рассказывала старшеклассникам о нюансах ЕГЭ, чтобы ребята не боялись экзаменов. Скучноватое для журналиста, знающего эту тему, мероприятие в какой-то момент перестало быть рутинным. Людмила Анатольевна словно вела урок – интересно, познавательно, увлечённо, запросто говоря с ребятами на их языке. Во мне мгновенно проснулся ребёнок и первое, о чём я тогда подумала: «Вот такую бы учительницу!». Сразу захотелось в школу, просто быть рядом с таким человеком. Разве это не талант?


Гимназия № 103 в городе Минеральные Воды многие годы считается престижной. Здесь углублённо изучают английский язык, внедряют что-то новое, ставят амбициозные цели, учебное заведение имеет богатейшую историю, известных выпускников. В своё время Людмила Анатольевна тоже закончила тогда ещё школу №103. О педагогике не мечтала, но судьба распорядилась по другому. После окончания в 1982 году Ставропольского пед-института новоиспечённый преподаватель истории, общество-знания и английского языка была направлена по распределению в СОШ №1 родного города.
– Там трудился мощный педколлектив, – с большим уважением вспоминает Людмила Анатольевна, Почётный работник общего образования, кандидат исторических наук, своих наставников. – Я была основным преподавателем истории в 6-11 классах. В СОШ №1 меня научили быть учителем. После уроков историк Вера Петровна Сурина садилась со мной за парту, и мы разбирали мои уроки. Коллеги привили мне добросовестное отношение к работе, ученикам. Директор школы той поры Зинаида Николаевна Димитрова тоже была историком. Именно они заложили в меня всё самое важное для учителя.
Два года работы пролетели быстро. А затем Людмила Анатольевна с мужем-военным, на ту пору вернувшимся из Афганистана, и маленькой дочерью уехала по месту службы супруга в Петропавловск-Камчатский. Там устроилась в школу учителем английского языка и с несказанным удовольствием иногда замещала учителя истории – своего любимого предмета.
Жизнь семьи военного – постоянные переезды. После Камчатки была Чечено-Ингушетия, станица Шелковская. Тут произошёл казус. Директор школы-восьмилетки пообещала Людмиле Анатольевне дать часы истории, если она возьмётся преподавать… химию.
– Из химии я знала только Н2О, – с улыбкой вспоминает педагог. – По вечерам мы с мужем садились за стол, и он давал мне уроки химии, рассказывая всё, что помнил из школьной программы и вычитал, готовясь к «уроку». Поэтому когда я первый раз вошла в класс в качестве учителя химии, сразу сказала детям: я знаю предмет примерно на вашем уровне, будем учиться вместе. Такой расклад им был интересен, и дети успевали хорошо.
Настали 1989-1990 годы. В обществе начались нездоровые брожения, что было видно и по разделившимся детям. В какой-то момент русские ученики уже сидели в классе с одной стороны, чеченские – с другой. С таким положением дел Людмила Анатольевна мириться не могла. Её глубокое убеждение – нет плохих наций, есть плохие люди. Надо было объединить учеников, и учительница проводила КВНы, шоу, квесты, прививала им любовь к родной школе. В мероприятиях участвовали и родители. Скоро ребята сами расселась по интересам, как было всегда. Кстати, некоторые из наработок Безруких переняли и взрослые, на их основе проводились станичные общественные мероприятия.
В школе говорили о мире и дружбе, но в республике разгорался пожар войны. Геннадий Александрович, супруг учительницы, по выслуге лет уводился в запас, и семья вернулась в Минеральные Воды с прибавлением – родился сын. Людмила Анатольевна устроилась в свою родную школу №103. Лет через 7-8 талантливого педагога назначили заместителем директора по научно-методической работе.
– Вот тогда я и почувствовала вкус работы, занялась тем, к чему всегда стремилась, – делится Л. А. Безруких. – Это был большой простор для деятельности. Наша школа сотрудничала с институтом повышения квалификации, и мы работали по совместному проекту «Школа созидания будущего». Он сводился к тому, что «нет бесталанных людей, есть те, кто занимается не своим делом». Кстати, эта фраза принадлежит известному педагогу Шалве Амонашвили, и тогда она стала для меня откровением. Главное – научить ребёнка учиться, помочь ему открыть себя. Наша школа одной из первых в Ставропольском крае стала экспериментальной федеральной площадкой по личностному ориентированию. Мы подтверждали свои наработки несколько лет, отрабатывая каждый этап проекта. Это было интересно, познавательно, давало хорошие результаты.
В 2000 году Людмилу Анатольевну назначили директором гимназии №103. Время было трудное, финансирование на нулях. Однажды в Ставрополе она побывала в Центре для одарённых детей «Поиск» и поняла, что таким образом можно привлекать в школу внебюджетные средства. Школа может зарабатывать только давая знания! Идея коллегам понравилась, и они стали разрабатывать программы по предметам. Вскоре на территории гимназии был открыт филиал Центра для одарённых детей «Поиск», и в нём за приемлемую плату стали заниматься ученики из школ города. Знания там давались по углублённым программам. Два года Людмила Анатольевна возглавляла не только свою школу, но и «Поиск».
Тема привлечения внебюджетных средств тогда была очень актуальна. Опыт работы в «Поиске» помог коллективу гимназии начать новое дело – открыть предпринимательскую деятельность по углублённому изучению ряда предметов в стенах своего учебного заведения. Это было ново, и в гимназию №103 за опытом поехали учителя из городов края. Возвращаясь, они тоже начинали работать по платным образовательным услугам.
А Безруких шла дальше. Был заключён договор с Пятигорским государственным лингвистическим университетом, и на базе гимназии заработал университетский класс. Преподаватели высшей школы приезжали и вели занятия, а ребята поступали в этот вуз сразу на второй курс. Был заключён договор и с ФГУП «Кавминводавиа»: шёл отбор мальчиков, которые хотели учиться в Ульяновском лётном училище. Преподаватели училища вели занятия, готовили выпускников, и ребята поступали в учебное заведение на льготных условиях. Многие из них стали высококлассными специалистами и летают до сих пор.
Начиная с 2002 года гимназия ежегодно становилась «Школой года». В начале 2000-х по нацпроекту «Образование» она одна из первых в крае получила миллион рублей, который потратили на обновление компьютерной техники и оборудования. А в 2016 году гимназия № 103, единственная на Ставрополье, выиграла грант в три миллиона рублей, победив во всероссийском инновационном проекте.
– Учитель живёт только тогда, когда он в школе и с детьми, – уверена Людмила Анатольевна. – Главный секрет – любовь. Любого обмануть можно, но ребёнок сразу это почувствует. Я люблю людей, а потому общий язык сам находится. На Камчатке, например, исторически сложился непростой контингент. У некоторых детей глаза были как у волчат. К ним надо было относиться иначе, искать подход. Нужно чувствовать человека, выявлять проблему.
В 2016 году Людмилу Анатольевну Безруких назначили начальником Управления образования администрации МГО. Интересно, что каждый раз, когда она шла на повышение, на семейном совете решали, что нужно отказываться: хлопот много. Но каждый раз, идя с твёрдым намерением отказаться, Людмила Анатольевна, сама не понимая, как так произошло, соглашалась.
– Административная работа по-своему интересна, – рассуждает педагог. – Я вижу опыт других школ, что надо подправить. Всё в школе начинается с директора: он должен прийти первым и встречать всех. Он всё увидит и у учеников, и у учителей. Работать очень сложно и главное – не сломаться. Когда человека лишаешь своего удобного мирка, ему это очень не нравится. Если видишь, что кто-то лукавит, ленится или «одел корону» – важно не обозлиться, сохранить себя как человека. Важно достучаться до него, чтобы не растерять людей. Первое время я, засыпая вечером, молилась: «Господи, дай мне проснуться – и я работаю в школе…»
Я тоже устаю от людей, как и любого, меня может кто-то раздражать. Но если так – проблему нужно искать в себе. Мне всегда подсказывал важные вещи, помогал мой муж. Можно, извините, «нахвататься», а можно получать удовольствие от еды. Я стараюсь жить по этим правилам.
Среди множества наград и званий для Людмилы Анатольевны Безруких, признаётся она, самую большую ценность имеет звание выпускницы школы №103...


«Быть учителем – это миссия, почётная миссия каждого из нас. Государство доверило нам самое главное, что есть у него – будущее нашей страны.

Уважаемые коллеги! Я хочу пожелать, что бы вы гордились ежеминутно, ежечасно тем, что вы учителя. Желаю вам светлого-светлого будущего и, конечно же, мира. С праздником!»

Л. А. Безруких

Ирина Борисова

© 2024, «МБОУ гимназия №103 г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 32»