Музей истории школы МБОУ гимназии №103 г. Минеральные Воды



Равнение на Победу. Музей гимназии №103



подразделы текущего раздела

История гимназии

Путь длиною в 105 лет


СКАЧАТЬ КНИГУ ПОЛНОСТЬЮ В ФОРМАТЕ PDF



Далёкие 20-е годы
30-е годы десятилетки
40-е годы – роковые
Школа в годы Великой Отечественной войны
50-е годы: политехнизация
70-е годы: новые горизонты
80-е годы
90-е годы
Новый век. Новое тысячелетие
Вехи большого пути

Далёкие 20-е годы

В 1918 году училище было преобразовано в фабрично-заводскую семилетку, а затем в 1920году - в школу-семилетку. В 1920году ей присвоено имя Ленина. В 1923 году стали формироваться первые пионерские отряды и комсомольские ячейки. Появился такой отряд и в нашей школе. Вспоминает один из первых пионерских вожатых Борщенко Г.: «После уроков я пришел в школу имени Ленина. Заведующая школой Железная М.Е. сообщила учащимся о цели моего визита. Я рассказал им о том, кто такой пионер, какие обязанности возлагаются на него. Ребята задали мне много вопросов, часть из них сразу же изъявила желание вступить в пионеры». Первыми пионерами стали Эдуард Кушнер, Иван Жевако, Лилия Нитченко, Мария Мельникова, Марта Гончарова, Мария Стец и др.

Первыми вожатыми были рабочие депо Шумаков С.П., Кныш И., Сапельников Н., окончившие училище ещё до революции. Они организовали внеклассные занятия с пионерами. Часто у ограды школы можно было наблюдать такую картину: группа мальчишек с завистью смотрела, как во дворе школы идут строевые занятия. Под звуки барабана и горна пионеры отрабатывали шаг и умение ходить строем. Позже школьными вожатыми стали Василий Ян, Иван Дураков, Козубский Алексей, Лебедев Анатолий. В 20-е годы в школе преподавали Павлов В., Любарский В., Янышевская К.

С 1924 года школу возглавил Петров Н.А., а с 1926 года - Якушкин К.А. Передовиками считались преподаватели: Семёнов Г.Я., Семёнова Р.Я., Проденко П.И., Филиппова Е.В. Силами учащихся под руководством Перелякова и Гавриловского (учителей физики) был оборудован физический кабинет. Выпускникам 20-х годов запомнился такой случай. Учащиеся нашей школы были членами общества борьбы с беспризорностью, созданного в стране в те далёкие годы.

На одном из комсомольских собраний директор школы Якушкин К.А. поставил перед комсомольцами вопрос, можно ли взять в школу на воспитание одного беспризорника. Ребята согласились. На вокзале нашли грязного оборванного беспризорника, привели его в школу, обмыли в бане. Ребята принесли из дома одежду, какую смогли достать (в те годы жили очень бедно). Мальчик жил прямо в школе, на ночь ему ставили раскладушку в зале. Питался он в школе бесплатно. Но вскоре нашелся его отец. Он приехал из Кисловодска и забрал сына домой. Отец был очень благодарен ребятам и преподавателям, что не дали пропасть его сыну. В школе была организована ученическая переплётная мастерская. В ней переплетались учебники, которые выдавались учащимся бесплатно. Поступали заказы и от населения. Это давало небольшой доход в школьный фонд.

Часть книг передавали левокумской школе, над которой шефствовали. Ребята ходили в подшефную школу не только с подарками, но и с лекциями и постановками школьного театра. Преподаватель Семёнов В.Я. прекрасно знал окрестности и был большой энтузиаст пешеходных экскурсий. Он часто водил детей в походы. Несмотря на бедность и полуголодное существование, школьная жизнь в 20-е годы была насыщенной и интересной. Внутри школьного здания в 20-е годы было произведено одно изменение: перекрыт главный вход, перегорожен вестибюль на первом этаже, что позволило получить ещё дополнительно 2 классных комнаты. А вход в здание стал осуществляться через запасную дверь с северной стороны здания (с заднего двора).

Наверх

30-е годы десятилетки

В 1935 году школы первой ступени (семилетки) были по всей стране преобразованы в общеобразовательные средние, то есть десятилетки. Школа в 30-е годы была образцово-показательная. Она завоевала второе место во Всесоюзном конкурсе железнодорожных школ по Северо-Кавказской железной дороге.

В школе на высоком уровне была поставлена учебно-воспитательная работа. Большим достижением в то время была организация горячего питания детей. Огромную роль в этом сыграл родительский комитет. Родители-активисты упорно ходили по инстанциям и добывали продукты. Они сами готовили горячее питание в школе и раздавали его детям. Время было трудное: страна жила по карточкам, а горячие завтраки были регулярны и часто лучше домашней еды. Школа в те годы играла огромную роль в жизни детей. По воспоминаниям Коломицевой Марии, выпускницы 1936 года, школа была чистой и светлой. С большим вкусом укомплектована библиотека, подобрана расцветка классов, коридоров, лестничных пролётов. Хорошо были окрашены кабинеты физики и химии (сейчас это кабинеты 29 и 19 соответственно).

Красивые парты можно было регулировать по любому росту учащихся. В школе всё казалось прекрасным и уютным. Школа буквально утопала в цветах и зелени. Это была заслуга преподавателя биологии Семёновой Раисы Яковлевны. Под её творческим руководством в школьном дворе была разбита большая клумба с изумительными розами, на которые непременно заглядывались все прохожие. Семёнова Р.Я. могла с блеском вести любой предмет в школе, что она не раз доказывала во время замещения заболевших учителей. Неизгладимый след любви оставили учителя физики и математики Гавриловский и химии Осельский. Под руководством Гавриловского хорошо было поставлено техническое творчество.

Учащиеся физического кружка Г. Шевченко, Н. Эйдус, И. Петрухин, Г. Нетелин сконструировали радиоуправляемую модель бронепоезда, которая демонстрировалась в Кремле на выставке пионерских подарков X съезду ВЛКСМ в апреле 1936 года. Через много лет из этих ребят получились серьезные учёные. Семёнов А.А., доктор технических наук, в 1967 году удостоен Государственной премии СССР за разработку новых приборов для научных исследований. Шевченко Г.Н. стал доцентом Московского Энергетического института, Петрухин И. - научным сотрудником Воронежского политехнического института. Науке посвятили себя и Эйдус, и Нетелин.

Школа в те годы создавала условия и для развития художественного творчества. Библиотекарь Томский руководил драматическим кружком. Он был большим энтузиастом своего дела. Среди юных артистов были учащиеся: Любицкая, Шевченко, Шубина, Кривошеев, Головина, Цапов, Радецкая, Новоселец и другие. Вот, что писала в те дни газета «Северокавказский большевик» в статье «Грибоедов в Минераловодской школе»: "После окончания родительской конференции в Минводской школе № 3 была поставлена пьеса Грибоедова «Своя семья». На скромной школьной сцене появились подлинные живые современники Грибоедова: надутые щеголи офицеры, старосветские помещики, ханжи-приживалки.

Ученица 9 класса очень хорошо поняла и сыграла роль Наташи, графской воспитанницы. Из мужских персонажей блестяще сыграна роль отставного майора в исполнении Кривошеева". И хотя упомянутые учащиеся не стали в будущем великими артистами, но зато им удалась главная роль в жизни - быть достойными гражданами великой страны. Любицкая К.А. поступила в медицинский институт в 1938году, в годы войны защищала Родину в рядах Тихоокеанского флота, а затем, после войны, 25 лет прослужила в ВМС военным врачом. Кривошеев Николай – комсомольский вожак школы, душа компании, добрейший человек, прекрасный товарищ, заводила и непременный участник всех интересных дел. В годы войны служил на разных фронтах, был участником штурма Берлина, а после войны лётчиком полярной авиации.

Наверх

40-е годы – роковые

Особое место в экспозиции школьного музея занимают материалы, посвященные участию наших выпускников в борьбе против фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Некоторые погибли впервые же ее месяцы: Конюшенко Сергей, летчик черноморской авиации, который не вернулся с боевого задания в августе 1941 года; Илюшин Алексей подорвался на минном тральщике летом 1942года, умер от осколочного ранения в живот в госпитале в селе Фары, в Северной Осетии, похоронен в Новороссийске. Чистяков Георгий и Покровский Ким погибли, защищая перевалы Большого Кавказа. Защищали Москву Филянт Николай, Пономаренко Александр, Дьяченко Иван.

У стен Сталинграда стояли насмерть Кремнев Александр и Беловалов Владимир. Кремнев Александр Федорович участвовал в сражениях на Курской дуге и в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии; войну закончил, штурмуя Кенигсберг - неприступную немецкую крепость в Восточной Пруссии. Освобождал Украину Костин Петр, участвуя в грандиозной Корсунь-Шевченковской операции. Ему посчастливилось дойти до Берлина после кровопролитных боев за освобождение Польши и Чехословакии. Был награжден 5 орденами и 2 медалями.

После войны продолжал служить на благо Родины, создавая военную технику, за что был удостоен Ленинской премии. В тяжелейших сражениях за освобождение Прибалтики участвовал Ямщиков Алексей Михайлович, выпускник 1936 года. 10 гвардейская армия, в составе которой находился полк Ямщикова, проводила Режицко-Двинскую наступательную операцию. Местность изобиловала болотами, мелкими и средними реками, труднодоступными берегами. Немцы упорно сопротивлялись, все время, бросаясь в ожесточенные контратаки. Город Даугавпилс был превращен в неприступную крепость.

Основные точки находились повсюду: в домах, в подвалах, на крышах, во дворах. Завязались упорные уличные бои. Самоходные артиллерийские установки, которыми командовал полковник Ямщиков, сыграли большую роль в подавлении противника. Продвигаясь по улицам, они огнем танковых орудий «выкуривали» гитлеровцев из укрытий, расчищая путь для штурмовых групп. За мужество и отвагу полк Ямщикова был награжден Орденом Боевого Красного Знамени и получил почетное наименование - Двинский. Удивительно сложилась судьба выпускника 1939года Разгонина Александра Ивановича. Летчик балтийской авиации в годы войны был удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм в борьбе против фашистских захватчиков.

Во время выполнения очередного боевого задания в декабре 1943 года его самолет был подбит и он оказался на вражеской территории. Попав в плен, сумел бежать и попасть в расположение американских войск, что стало для него спасением. Вернувшись на Родину, продолжал служить в рядах ВВС. Пал смертью храбрых при освобождении Польши Алехин Павел. Погибли, защищая Родину, Сачик Анатолий, Пономарев Андрей, Филянт Леонид, Литвяченко Николай, Софронич Борис, Федорищев Владимир, Юрьев Павел, Савянко Константин и другие, имена которых еще предстоит узнать нашим следопытам. Во дворе школы установлен обелиск с именами погибших воинов.

Наверх

Школа в годы Великой Отечественной войны

В августе 1942 года фашистские войска заняли город Минеральные Воды. В здании школы расположилось подразделение немцев. Ими было занято и расположенное рядом одноэтажное здание детского сада. В период военных действий на территорию школы было сброшено несколько фугасных бомб. Прямым попаданием был почти полностью разрушен жилой двухэтажный дом, гараж, помещение детской технической станции и малое жилое помещение. Одна из бомб попала в северо-западный угол здания и разрушила кабинеты № 21, №29.

В 1942-1943 учебном году школа не работала. После освобождения города Минеральные Воды от немцев 11 января 1943года некоторое время помещение занимала воинская часть. К 1943/44 учебному году здание еще не было восстановлено, так как в первую очередь все силы были брошены на восстановление депо и путевого хозяйства. В сентябре 1943 года директором школы №3 назначается Гармаш Павел Емельянович, переведенный из г. Хасавюрта, где он работал учителем математики. В истории нашей школы открылась новая полоса - «эпоха Гармаша». 40 лет отдал школе Гармаш П.Е.. Он возродил её и дал новый импульс развитию. Благодаря энергии, настойчивости, творческим идеям, не иссякавшим в голове молодого директора, школа № 3 стала одной из лучших школ региона. Гармаш, буквально, «по кирпичику» собирал и здание, и педагогический коллектив школы.

Случайные люди в школе не задерживались. 1943/44 учебный год начался в здании расположенного рядом детского сада. Для учащихся 1-9 классов занятия проводились в три смены. Школьная мебель не сохранилась. Её собирали по всей линии железной дороги, в основном, в Дагестане. По распоряжению отдела учебных заведений Северо-Кавказской железной дороги школы дагестанской линии, до которых не дошло пламя военных действий, поделились партами, столами и стульями. Собранной таким образом мебели хватило лишь на половину классов.

Руководство школы обратилось за помощью к учащимся. 1 сентября 1943 года можно было наблюдать странную на первый взгляд картину: сотни учащихся шли не только с цветами, но и со своими стульями. Но на лицах детей и взрослых была радость от возможности учиться в родной школе. Впереди ждала еще одна трудность - похолодание. В здании детского сада не было восстановлено центральное отопление. Тогда в нарушение всех противопожарных правил для детских учреждений в каждом классе поставили железные печи - «буржуйки», обложили их кирпичом, дымовые трубы вывели в окна, а пол вокруг печей покрыли кровельным железом, чтобы случайно выпавший из печки уголек не вызвал пожара.

В октябре 1943году строители приступили к восстановлению здания школы. Оно представляло собой картину варварского разрушения: стекла разбиты, деревянные панели сорваны и сожжены, в актовом зале только в углах сохранились остатки толстого линолеума, центральное отопление выведено из строя, котельная и топливный склад в подвальном помещении затоплены. Для восстановления не хватало рабочих и строительных материалов. Воду из котельной и топливного склада откачали, но восстановить центральное отопление не удалось из-за отсутствия нового котла и батарей. Это было достигнуто лишь к началу 1945/46 учебного года.

Центральное водяное отопление безотказно служило с 1900 по 1963 год. Оно действовало по простой схеме. В подвальном помещении был установлен небольшой котел, отапливаемый углем. Горячая вода из него поднималась вверх по центральной трубе до установленного на чердаке распределительного бака. Из него вода вытекала по трубам, сечение и уклон которых был разумно рассчитан для того, чтобы в каждый стояк она поступала равномерно. Остывающая вода по трубам возвращалась обратно в котел.

Этот круговорот воды совершался без принудительного прокачивания по простым физическим законам различия в весе горячей и остывшей воды. В помещении нынешнего лицея №104 в первые послевоенные годы была размещена школа ФЗО (фабрично-заводского обучения) железной дороги. Школа № 3 стала испытывать недостаток классных комнат. В конце 40-х годов дирекции школы удалось добиться от начальника Орджоникидзевской железной дороги распоряжения о пристройке к филиалу школы (отдельно стоящее здание) двух больших классных комнат, учительской и подсобного помещения. Работу выполнила Дистанция гражданских сооружений Минераловодского отделения дороги за счет средств, отпущенных отделению на капитальный ремонт зданий. Это была наша первая попытка увеличения учебной площади школы. Послевоенные годы были трудные. Страна залечивала раны после самой страшной войны.

Люди напряженно трудились, переживали материальные тяготы и мечтали о будущем. Педагогический коллектив школы, как и весь народ, отдавал все силы тому, чтобы жизнь людей становилась лучше с каждым годом. О талантливом директоре Гармаше П.Е. вспоминает о нем выпускник 1946 года Нелепин Р.А.: «Всегда приветливый, вежливый, подтянутый... Он уже обаянием своей личности, своим эмоционально-психологическим складом действовал на окружающих, особенно на учащихся. К ним он относился требовательно и строго, но за его строгостью чувствовались отеческая забота и любовь. В его облике было что-то от гайдаровского понимания детства и юношества. Вместе с тем Гармаша отличала подлинная деловитость, отсутствие пустого фразерства». Гармаш славился тем, что подбирал в свой коллектив только лучших учителей. Их он искал и находил даже в других городах.

Вместе с ним пришла в школу и легендарная Сесюкина Зинаида Владимировна. Тогда, в 1945 году, просто Зиночка Медведская. Многим выпускникам она стала на всю жизнь прекрасным другом. Была она тоненькая, стройная, высокого роста, похожая больше на старшеклассницу, чем на учительницу. Да и по годам она была не намного старше ребят. Уже тогда ее отличала большая эрудиция, улыбчивость. В школу она пришла по призыву молодого директора с 5-го курса педагогического института, перейдя на заочное отделение. С учащимися она держалась просто, но не фамильярно. После уроков старшеклассники часто провожали юную Зину домой, разговаривая о литературе, музыке, жизни... Дома Зина брала в руки гитару. Ребята сразу подметили важнейшее свойство натуры Зинаиды Владимировны - умение понять другого человека, наладить контакт, взаимопонимание.

Молодая учительница пользовалась большим авторитетом. Когда выпускники, приехав в родной город на каникулы, шли с Зинаидой Владимировной по улице, казалось, что её знает весь город, так как с ней здоровались все встречные люди. А со сколькими выпускниками она переписывалась до самой последней своей минуты! Они благодарны ей за душевную щедрость, за жизненную мудрость, за то, что она помнила всех по именам и помнила об особенностях каждого из них. В 40-е годы начал свою педагогическую деятельность Бутузов Максим Андреевич, фронтовой разведчик, прошедший всю войну от Херсона до Праги, награжденный многими боевыми орденами и медалями. Бутузов М. А. отдал нашей школе 35 лет жизни (с1946 по 1980 год). Все эти годы физическое воспитание, допризывная подготовка в школе были на высоком уровне. Именно под его влиянием ребята выбирали в те годы профессии защитников Родины: военных, моряков, летчиков, пограничников. В военно-морские училища поступили выпускники 1946-1952 годов: Нелепин Р.А., Шведов Н.К., Леонов Н.К., Хохлачев Г.А., Павлик О.А., Подрезов А.Ф. и другие. Со своим военруком часто ходили в походы по КМВ, обследовав каждый уголок нашего региона.

Многие выпускники боготворили Державину А.М., учительницу русского языка и литературы. Невысокого роста, щупленькая, сухонькая, она поражала окружающих своей энергичностью, неутомимостью и страстью к театру. Не все учащиеся, кто посещал её драматический кружок, стали профессиональными артистами, но все они полюбили театр, русскую литературу и книгу. Выдающимся педагогом была Гольцман Мария Алексеевна, преподаватель географии. Своей преданностью предмету, энергией, подвижничеством она заражала окружающих. В 20-е годы ей посчастливилось встретиться в Москве с Н.К. Крупской, Шацким, Блонским - знаменитыми педагогами того времени. Неизгладимое впечатление произвело на юную Машу Гольцман общение с Крупской.

Она навсегда запомнила её скромность, простоту в общении с людьми, внутреннее благородство. Сама Мария Алексеевна всю свою жизнь следовала этим жизненным принципам. Выпускникам 40-50-х годов запомнился ее географический кружок и географические вечера, которые она готовила с учениками. О ее опыте преподавания географии в школе писали центральные педагогические издания. В 1947 году Гольцман М.А. заслужено была награждена медалью «За трудовую доблесть». Всем учащимся, которых обучала географии Мария Алексеевна, она смогла привить любовь к природе и гордость за родное Отечество, желание беречь и охранять свою землю.

Наверх

50-е годы: политехнизация

В 50-е годы руководству школы удалось построить учебные мастерские методом народной стройки. А начиналось все так... На педагогическом совете в январе 1951года обсуждался вопрос о подготовке ко Дню школы - 22 апреля. Еще в 1950году решением педсовета День школы был перенесен с 21 января (день смерти Ленина) на 22 апреля (день рождения Ленина). Школа тогда носила звание: «Имени Ленина».

Гармаш П.Е. предложил провести в этот день выставку детских поделок «Что могут сделать умелые руки?» Выставка превзошла все ожидания. В ходе подготовки к ней были созданы следующие кружки «Умелые руки» по разным направлениям: выпиливанию, выжиганию, вышиванию, самообслуживанию, радиотехнике. Занятия проводили родители Дворникова, Головач, Софронова, Бумагина и другие. Экспонаты были самые разнообразные: резные и деревянные игрушки, самодельные шахматы, фартуки, вышивки, кружева, аппликации, вязаные изделия, художественные корзинки, подушки, макеты сказок, макет доменной печи, скамеечки для ног, чернильные приборы, стеганые валенки и многое другое.

Ежегодные выставки стали школьной традицией. Анализируя результаты первых выставок, педагоги установили, что во многих семьях нет условий для развития у детей умения делать что-либо своими руками. Решили, что на помощь семье должна прийти школа. Но в школе не хватало помещений для кружков. Возникла острая потребность в мастерских. Старые учителя вспоминали, что в 1931году в школе имелись столярные и слесарные мастерские, где учащиеся приобретали опыт технического творчества. В начале 30-х годов по решению ЦК партии мастерские в школах были закрыты по причине, якобы, «рассадничества ремесленничества». Школы по всему Советскому Союзу переводились на десятилетнее обучение с главной задачей глубокого освоения основ наук. Большой вклад в дело создания мастерских внес Гармаш П.Е.

Находясь в Москве, в командировке, он побывал в Академии педагогических наук, куда он пришел посоветоваться с учеными, как быть в такой ситуации. Ответ академиков был категорически отрицательным! Они рекомендовали выполнять постановление ЦК и не отвлекать детей от занятий науками. В отделе учебных заведений Управления Орджоникидзевской железной дороги ответили директору в таком же духе: если АПН не рекомендует, то мы - тем более, так как средств на создание мастерских в отделе нет и не предвидится. Пусть, дескать, проблемами трудового воспитания детей занимаются родители.

Такой обескураживающий ответ не охладил пыл педагогического коллектива. Помог случай! В 1952году развернулись работы по реконструкции железнодорожного вокзала. Здание школы находится неподалеку. Решили использовать материалы сносимых построек, попросту говоря, строительный мусор! В коллективе родилась идея: построить мастерские методом народной стройки, то есть своими руками и на свои средства, не рассчитывая на помощь органов образования. Этот метод был очень распространен в стране в первые годы после войны. Проблема заключалась в транспортировке строительного сырья. В свободное от уроков время старшеклассники под руководством педагогов отбирали подходящие кирпичи, деревянные детали. Но как это все перевозить?

Реальная помощь пришла от родителей. Один из них, Кравченко Иван Степанович, начальник производственно-технического отдела 7-го строительно-восстановительного отряда, изготовил чертежи будущих мастерских, подготовил проектно-сметную документацию. Другие родители помогали конным и ручным транспортом, а иногда и автомобильным, часто участвуя в погрузочно-разгрузочных работах. Неожиданная помощь пришла от 6-го строительного училища: им не хватало рабочих мест для практики учащихся - будущих строителей. Они были очень довольны таким перспективным фронтом работ. Вся подготовительная работа (рытье траншей для фундамента, подготовка, подноска кирпича) осуществлялась силами учащихся, учителей и родителей. В школе был создан штаб по строительству во главе с учащимся 9 класса Егоровым Анатолием. Общие работы по созданию мастерских продолжались больше года. Когда стало ясно, что мастерские будут построены, нам стал помогать и Отдел учебных заведений. ...

Прошло полтора года и на территории пришкольного участка поднялось здание трех мастерских: столярной, слесарной и автомобильной. Оно разместилось вдоль ливневого кювета и упиралось в глухую заднюю стену помещения Красного уголка железнодорожной милиции. Чуть позже на месте здания Детской технической станции, разрушенной во время войны бомбой, были построены еще и кабинет домоводства, хозяйственные кладовые и гараж, в который сразу же была поставлена подаренная шефами «полуторка». В оборудовании мастерских школе помогли предприятия железнодорожного узла Минеральных Вод: локомотивное и вагонное депо, дистанция сигнализации связи и СУ - 130. Открытие мастерских вылилось в большой праздник. Все испытывали огромное моральное удовлетворение. Стали регулярно работать кружки: радиолюбителей (руководил им учитель физики Рубинштейн И.З.), железнодорожного моделирования (руководитель учитель трудового обучения Шевченко Ф.Н., бывший судовой механик), автолюбителей.

Так вопреки всем запретам методом народной стройки были созданы условия для трудового обучения учащихся. Об опыте работы Ленинской школы узнали в Академии Педагогических наук. В 1959году на имя директора школы Гармаша П.Е. пришла телеграмма с приглашением принять участие во Всероссийских педагогических чтениях. Доклад Гармаша на тему «Как мы создаем условия для политехнического и трудового обучения» был высоко оценен, докладчик был награжден почетной грамотой. Здания мастерских, построенные из отходов строительных материалов, прослужили 20 лет. Они были снесены в 1972году по требованию пожарной инспекции в связи с открытием 2-ой пристройки к школе. Квалифицированные строители возвели по границе школьного участка новое подсобное помещение, в котором разместились: авто класс, два гаража и хозяйственная кладовая. Столярная и слесарная мастерские находились в здании филиала школы (одноэтажном флигеле на территории школьного участка).

В 50-е годы в школу пришла работать Кремнева Вера Федоровна. Она вела уроки истории и была завучем школы. Настоящая хозяйка, крепкая, энергичная, при ней в школе был всегда полный порядок. Вера Федоровна стала опорой молодому директору, его надежным тылом. К учащимся была строга, но по-матерински доброжелательна. За спиной ее прозвали «Бенкендорф», наверное, потому, что ни одному нарушителю не удавалось от нее скрыться. Умелый организатор, она в то же время была примером высочайшего педагогического мастерства. В те годы школа жила бурной творческой жизнью, учащиеся побеждали в многочисленных конкурсах и соревнованиях. Каждый месяц проводились предметные вечера по географии, химии, физике, истории. Преподаватели: Фролова Татьяна Андреевна (химия), Рубинштейн Иосиф Зальмонович (физика), Ермилова Ольга Михайловна (русский язык) - были учителями высокого класса, высокой внутренней культуры. Свою любовь и преданность своим предметам они сумели внушить многим выпускникам. В 1957году произошло присоединение Орджоникидзевской железной дороги к Северо-Кавказской, управление которой находилось в Ростове. Наша школа получила № 103.

Наверх

70-е годы: новые горизонты

В связи с переходом к углубленному изучению иностранного языка школе катастрофически не хватало помещений для занятий английским языком. Назрела потребность во второй пристройке. Отделение дороги помогло составить техническое задание на дополнительную площадь. Определили площадку: на север от северо-восточной части основного здания.

К этому времени отделение дороги передало школе территорию, ранее принадлежащую Санитарной службе, от баклаборатории СЭС до линии железной дороги по той причине, что она находилась в антисанитарном состоянии. По этому проекту нужно было снести построенный нами гараж, кладовую и кабинет домоводства. Взамен их в проект закладывалось строительство двух гаражей (для легковой и грузовой машины), хозяйственной кладовой и автокласса. На средства родительского комитета проектно-сметная группа подготовила рабочие чертежи и смету. Общая стоимость пристройки была определена в 200 тысяч рублей. Начальник Минераловодского отделения дороги Токаев отказал школе в этой сумме.

Прохладно отнесся к идее пристройки и Отдел учебных заведений СКЖД: «Есть на дороге школы и в более худшем положении, чем школа № 103». Тогда администрация школы решила обратиться в Главное управление учебными заведениями (ГУУЗ) МПС. Свою просьбу мы аргументировали тем, что по Положению Министерства Просвещения школы с углубленным изучением иностранных языков должны заниматься в одну смену. К тому же, приближалась 100-летняя годовщина со дня рождения В.И. Ленина (1970 год), а наша школа носила имя Ленина с 1918 года (по решению местного совдепа).

Аргументы сработали! Необходимые средства были выделены, но при условии: а) типового проекта; б) самостоятельного поиска подрядчика. В проектном институте, куда обратился Гармаш П.Е., он не смог найти ни одного проекта, подходящего для нашей школы по размерам и стоимости строительства. Самый дешёвый был – 700 тысяч рублей. Было ясно, что таких средств нам никогда не получить. Выход был – надо было получить разрешение от Госстроя СССР на индивидуальное строительство. Проблема была с подрядчиками. Все они были загружены плановой работой. Нас выручил Ставропольский Крайком КПСС и Крайисполком. Они нашли возможность включить нашу пристройку в план Георгиевского строительства. Осуществление пристройки было поручено СМУ-21, начальником которого был родитель нашей десятиклассницы Моисенко Николай Петрович. Нулевой цикл был сделан ещё в 1969 году, а наиболее интенсивное строительство пошло летом и осенью 1970 года. К концу 1970 года строители завершили возведение трёхэтажной пристройки. В ней было 13 классных комнат, 7 кабинетов английского языка, кабинеты директора, завучей.

По северной границе школьного участка были возведены два гаража, автокласс и хозяйственная кладовая. С начала 1971 года школа перешла на односменные занятия и кабинетную систему. Это был настоящий праздник школы и её друзей. Здания мастерских, построенные в 50-е годы методом народной стройки, были в аварийном состоянии. Отдел гражданских сооружений отделения дороги признал не целесообразным проводить затраты на их ремонт и предложил перевести столярную и слесарную мастерские в здание филиала школы, а само старое здание мастерских снести, что и было сделано.

К 1970 году произошло третье расширение территории школьного участка (не доставало спортивной площадки на воздухе). На север от филиала школы могли пользоваться лишь небольшой территорией. Остальная же часть была ограждена и принадлежала транспортной милиции, считалась зоной недоступности. Нам удалось убедить руководство правоохранительных органов в возможности передачи этой территории школе под спортивную площадку. Там стали проходить уроки физкультуры и работа спортивных секций. К сожалению, в 1999году эта территория вновь отошла к милиции.

К 75-летию (1975год) школа увеличила учебную площадь в четыре с половиной раза, а размер школьного участка в 5,5 раз. Пешеходный переход был перенесён в переулок между школами № 103 и № 104.

Вторая пристройка помогла изолировать школьный двор со стороны железной дороги, а со стороны улицы Ленина был поставлен декоративный металлический забор. Скромный обелиск во дворе гимназии № 103 появился в 70-е годы, когда по всей стране развернулось мощное движение по увековечиванию памяти павших воинов в Великой Отечественной войне. Этому предшествовала большая поисковая работа, которая началась сразу же после войны, когда во главе школы стал Гармаш Павел Емельянович. Поисковой работой всегда руководили старшие пионервожатые школы. Много сделали в этом направлении: Подойма Людмила Ильинична, Васильченко Лариса Константиновна, Юдина Наталья Ивановна, Потапова Александра Ивановна, Слюнченко Марина Геннадьевна и другие. Но особенно большой вклад в это дело внёс Евликов Леонид Иванович, работавший в 60-70-е годах учителем английского языка. Одновременно он был и классным руководителем. Класс ему достался беспокойный, озорной. Педагогическая интуиция подсказала Леониду Ивановичу, что необходимо увлечь ребят каким-то общим полезным делом. Сейчас он уже и не помнит отчетливо, кто подсказал идею поисковой работы, да это и неважно.

На одном из классных часов, посвященных Великой Победе, ребята узнали, что выпускники 1941 года (юноши) почти все ушли добровольцами и многие погибли. Это потрясло ребят настолько, что им захотелось узнать о героях больше. Кто-то предложил создать на базе класса поисковую группу «Следопыт». Идею дружно поддержали. Работа закипела. Выбрали штаб поискового отряда. В него вошли наиболее активные учащиеся: Кузькин Александр, Бурцев Александр, Иванова Людмила, Пилюкина Татьяна, Калюжная Ольга, Педченко Людмила (ныне директор гимназии № 103). Все получили конкретные задания. Были посланы десятки писем в военкоматы других городов, в архив Министерства Обороны, в поселковые советы.

Разыскали родственников погибших героев, проживавших в Минеральных Водах. Вскоре в городе узнали о существовании поисковой группы в школе № 103, об их большой работе. Через местную газету «Коммунист» обратились ко всем читателям с просьбой помочь в благородном деле. В школу стали приходить родные наших выпускников с просьбой разыскать сведения о местах захоронения погибших. Потоком пошли письма-ответы на запросы следопытов. Удалось установить имена 13 человек: Алёхина Павла, Асмолова Геннадия, Беловалого Владимира, Конюшенко Сергея, Илюшина Алексея, Литвяченко Александра, Софронича Бориса, Пономарёва Андрея, Хрипко Александра, Юрьева Павла, Паук А., Внучинского Льва, Маткамазина А., Пономаренко Александра, Филянт Леонида, Чистякова Геннадия, Федорнщева Владимира, Сачик Анатолия. Постепенно накопилось довольно много материала: письма, фотографии; извещения, архивные справки, копии наградных документов.

Решили создать Зал Боевой Славы. В 1973 году, благодаря усилиям директора школы Гармаша П.Е., в строй вошла первая пристройка к основному зданию школы. На первом этаже этой пристройки решили разместить Зал Боевой Славы. Евликов Л.И., прекрасный художник, принял активное участие в его оформлении. Нельзя передать словами те чувства, которые испытали ребята, когда воочию увидели результат своей работы. В десятом классе родилась новая идея - установить памятник погибшим выпускникам во дворе школы. Эскиз памятника выполнил сам Леонид Иванович: 10-метровая стела в окружении березок. Родители обещали помочь с материалами и работой.

Деньги на памятник решили заработать (макулатурой, металлоломом, работой на стройке, на полиграф комбинате, в подшефном совхозе «ДОРУРС»). Выпускной 1975 год совпал с 30-летием Великой Победы. Это ещё больше усиливало важность и ответственность события. Памятник возводился как дар школе от учащихся 10Б класса. Работу по изготовлению стелы взялся выполнить коллектив завода 411 ГА, где работало немало родителей наших выпускников. Руководители ДРСУ обещали помочь с плиткой для мощения подхода к памятнику. И вот долгожданный миг настал. 9 мая 1975 года состоялось открытие памятника. В этот день в гости к ребятам пришли родители и родственники погибших выпускников, приехали даже из других городов. Пришли руководители города и подшефных предприятий. Это была незабываемая встреча. С тех пор родственники выпускников, похороненных в других местах, приносят цветы к нашему памятнику. Эстафету поисковой работы подхватили другие ребята.

В 1987 году усилиями нового директора школы Волошина Виктора Александровича был создан музей истории школы, в котором эти материалы составили основу экспозиции «Никто не забыт и ничто не забыто». Связь поколений продолжается. СЛАВА ПАВШИМ ГЕРОЯМ! ОНИ ОТДАЛИ ЖИЗНЬ ЗА СВОБОДУ ОТЕЧЕСТВА!

Наверх

80-е годы

80-е годы в истории школы были памятны тем, что заканчивалась "эпоха Гармаша", 40 лет пребывавшего в роли капитана, уверенно держащего штурвал своего корабля и идущего твердым курсом к намеченной цели. Но, увы, с природой не поспоришь! В последние годы Гармаш П.Е. много болел, чувствовал себя неважно, стали подводить глаза.

Незаметно подкралась катаракта, а затем - глаукоид. Это мешало работе. Но его энергии все еще можно было позавидовать. Нашелся преемник. Им стал Волошин Виктор Александрович, приехавший из Калмыкии на родину. В Калмыкии он много лет проработал заместителем председателя райисполкома, приобрел авторитет опытного руководителя. В 1984 году Волошин был назначен директором школы № 103. Виктор Александрович оказался достойным преемником "великого Гармаша". Он энергично начал реконструкцию школы. Виктор Александрович привлекал к себе людей своей добротой, терпимостью к слабостям и промахам.

В то же время он умел и строго спросить с человека за невыполнение им своих обязанностей. Но самое поразительное в его облике было то, что он не боялся испортить свой имидж "солидного директора", уронить свой авторитет тем, что сам пилил, красил, варил, плотничал, слесарил, если этого требовала ситуация. Не все одобряли такой стиль руководства. Некоторые коллеги считали, что директор не должен "опускаться" до физической работы. Гармаш никогда ничего не забивал, не красил... Единственная ситуация, когда его можно было увидеть без обычного серого костюма, была тогда, когда он агитировал за выполнение его знаменитой формулы здоровья УЗ+ВП+ПЗ, что означало "утренняя зарядка (УЗ) + водные процедуры (ВП) + плотный завтрак (ПЗ)".

Тогда Павла Емельяновича можно было увидеть в синем тренировочном костюме. В остальные дни он держался с достоинством знающего себе цену человека. К Гармашу нельзя было прийти в кабинет запросто и рассказать о своих неприятностях. Это было просто немыслимо. Учителя, родители и учащиеся входили в его кабинет с трепетом, и некоторые выходили с дрожащими руками, хотя он никогда не повышал голоса.

Для простых смертных это был небожитель. Дистанция между ним и окружающими всегда чувствовалась. Волошин В.А. был ближе к людям. Он был одним из них. У него были недостатки в работе, но их как-то прощали за его гуманное отношение к людям. Волошина уважало начальство. Оно помогало ему во всем. С его помощью удалось "пробить" и третью пристройку. Именно Волошин стал инициатором создания школьного музея (истории школы). В Калмыкии он уже имел опыт организации такого дела и очень успешный. Буквально в первые годы своего директорствования Волошин В.А. "загорелся" идеей создать музей. Он считал, что тем бесценным экспонатом (солдатские письма с фронта, фотографии и др.) не место в коридоре (Зал Боевой Славы располагался на 1 этаже в коридоре 1 пристройки).

Такое положение вещей объяснялось нехваткой помещений. И все-таки комнату для музея нашли. Это был кабинет пения (№ 29) - самый большой по площади в школе, так как в ходе реконструкции здания в нем были объединены две комнаты. Кабинет пения всегда представлял собой жалкое зрелище, так как хозяина у него не было. Учителя пения менялись стремительно один за другим. Усилиями плотника Копёнкина Николая Ивановича и военрука Подрезова Анатолия Фёдоровича кабинет пения преобразился. Стены до потолка были облицованы деревом, покрыты лаком, сооружены стеклянные витрины для экспонатов, шкафчики для хранения материалов музея. Завезена новая мебель: полированные столы, мягкие стулья.

Музей без преувеличения дался "кровью". Во время работы у самого потолка военрук Подрезов А.Ф., неловко повернувшись, упал с лестницы, сломал два ребра. Затем долго лечился, находясь в гипсе. Экспонатами музея стали материалы Зала Боевой Славы. Кроме того, каждый класс развернул поисковую работу по сбору материалов о судьбах выпускников. К открытию была создана первая экспозиция. В архиве хранятся копии писем, написанных лично Волошиным различным выпускникам с просьбой выслать материалы для музея. Откликнулись многие: Царегородцев, Любицкая, Костина, Разгонин и другие.

И вот торжественный момент настал. 22 апреля 1987 года, в День Школы, музей истории школы открыл свои двери для гостей. В школу пришли представители администрации города, отделения дороги, шефы, родители, выпускники... Это были незабываемые минуты встречи поколений. В дальнейшем в течение нескольких лет музей отвечал своей первоначальной функции, а затем с 1992 года в музее были поставлены парты и начались регулярные занятия-уроки, так как, в связи с преобразованием школы в гимназию, снова стало не хватать учебных помещений. И все-таки даже в таком виде музей стал центром патриотической работы. С 1996 года руководителем музея становится учитель истории Луцева В.А.

В 80е годы школа продолжала жить своей обычной жизнью. Радости сменялись неудачами, а за ними - снова успех. Все эти годы П.Е. Гармаш ходил каждый день в школу, как на работу. Он не мог оставить свое детище. Встречался с В.А. Волошиным, вместе обсуждали планы на будущее. П.Е. Гармаш продолжал генерировать идеи. Завучем в 80-е годы была Чернощекова Алла Алексеевна, назначенная на этот пост после смерти Парташникова И.З.. Игорь Зиновьевич был удивительным человеком, полным энергии и эмоций. Его прозвали "вечным двигателем". На фотографиях он запечатлен всегда в движении, в полете. Его боялись и боготворили, любили и ненавидели. «Гроза» курильщиков и кумир старшеклассников, Игорь Зиновьевич был сложным человеком, с часто меняющимся настроением.

Мог налететь как ураган и обругать, порой, даже несправедливо, но и хвалил тоже от души. Многие вспоминали, как Игорь Зиновьевич боролся с короткими юбками: имея при себе сантиметр, он измерял длину юбок и устраивал головомойку тем девушкам, которые не соблюдали стандарт. Парташников был вездесущ. Многим он запомнился тем, как проверял посещаемость школьного хора и лично "вылавливал" тех, кто хотел "улизнуть". (Школьный хор славился по всей СКЖД ещё со времени Мухордых Татьяны Александровны.. В его смерть не верилось, казалось: вот сейчас распахнётся дверь, и он стремительно ворвется в помещение... И все же это была правда. Сердце "вечного двигателя" не выдержало, остановилось. Очень многие искренне сожалели о его уходе из жизни. Яркий, талантливый был человек. Артист. Гости и ребята на его уроках по Великой Отечественной войне плакали. Таково было его эмоциональное воздействие. Очень строгий, он добивался глубины и прочности знаний. Учащиеся учили только его предмет, так его боялись. Коллеги были этим недовольны.

Историю вел блестяще. Чернощекова А.А., сменившая Парташникова, была ученицей и помощницей Гармаша. Начала свою школьную карьеру с работы лаборантом. Постепенно прошла через все ступени руководства. Школу знала всю до мельчайших подробностей. Как администратор она была на своём месте. В 80-е годы в школе была хорошо поставлена методическая работа. Это была заслуга в первую очередь завуча Чернощековой А.А., в этом ей не было равных. Грамотная, компетентная, кропотливая, ответственная, она строго спрашивала и с других. Могла не только критиковать, но и подсказать, как сделать лучше. Сама она училась у прекрасных методистов, мастеров своего дела – Горяиновой Н.В., Сесюкиной З.В., Рожковой Л.М. Она требовала полной самоотдачи учителей своей работе. Не терпела «урокодателей» и всегда с презрением говорила об этом. Самое большое порицание в адрес учителя у нее звучало как "урокодатель".

В те годы коллектив дружно работал по теме "Рациональная организация труда школьника". В стране встала проблема перегрузки учащихся. В нашей школе производились замеры времени, затраченного на подготовку домашнего задания, составлялись и изучались рекомендации НОТ школьника. В каждом классе оформлялись уголки "НОТ школьника". Работа шла под девизом: "Каждого ученика научить учиться". В результате замеров выяснилось, что в школе №103 перегрузки нет, а есть недогрузка учащихся. Этот недостаток вскоре преодолели. Нашли оптимальный баланс работы на уроках и дома. Опыт наших учителей охотно изучали на дороге, учителя успешно выступали на дорожных педагогических чтениях (Соловьев В.А., Каюмова А.М., Луцева В.А., Гребенюк Т.Н., Солдатенко В.Д., Соломоненко Н.В., Парташникова И.З., Майорова Э.Л., Купальцева М.В.). Современные тенденции развития образования - упор на саморазвитие - уходят корнями в педагогику предшествующих десятилетий. Педагогический коллектив нашей школы всегда быстро откликался на требования времени. В 80-е годы в школе была хорошо организована спортивно-массовая работа.

Большая заслуга в этом принадлежала преподавателю физкультуры Синенко Нине Александровне. Очень требовательная, часто беспощадная к слабостям учащихся, она проводила уроки на высоком уровне и в быстром темпе. Перенимать её опыт приезжали учителя со всей СКЖД. На её уроках ни одна минута не проходила даром. А какие яркие, запоминающиеся малые Олимпийские игры она проводила! Здесь было все: и театрализованное открытие, и серьезные соревнования, и чествования победителей. Задействованы были все дети и учителя. Эти зрелищные мероприятия навсегда остались в памяти выпускников. Учащиеся показывали хорошие результаты на всевозможных соревнованиях. Показательно то, что она добивалась хорошей явки. Не прийти на соревнование считалось позором. Упор делался на воспитание школьного патриотизма. Учащиеся дорожили тем, что они защищают честь школы.

С уходом Нины Александровны на пенсию спортивно-массовая работа в школе упала до низкого уровня. Долго не могли найти достойного учителя физкультуры. Сам урок из важнейших превратился в третьесортный, который можно и не посещать. Снизилась результативность соревнований, упала посещаемость спортивных секций. В эти годы в стране завершался переход к всеобщему среднему образованию. В школах внедрялось ученическое самоуправление. Много сделала по этой проблеме организатор внеклассной работы Селезнева С.И.. При ней учебный комитет стал центром самодеятельности учащихся. Он занимался разнообразными вопросами: трудовыми, санитарно-гигиеническими, спортивными, культурно-массовыми, но в первую очередь, учебно-воспитательными. Выросли и свои вожаки: Деева О., Павлищева О.

Учебный комитет взял в свои руки сбор макулатуры и металлолома, проверку дневников и формулы здоровья, «ленинские уроки» и дежурство на посту № 1, проверку задолжников в библиотеке. Школьная статистика показала, что те ребята, которые были активными участниками ученического самоуправления, и в дальнейшем также сохраняли свою общественную активность. Селезнева С.И. была человеком неравнодушным, очень энергичным, ответственным и требовательным. В последующие годы её дело подхватила Громакова Лариса Михайловна, организатор внеклассной работы. Она сумела сохранить все традиции, заложенные её предшественниками, и внесла свой вклад. Многим запомнились содержательные и зрелищные мероприятия, такие, как пионерские фестивали, слеты трудовых бригад, смотры строя и песни, конкурсы политической песни и плакатов и многое другое. Подготовка к этим мероприятиям требовала много времени и усилий, но зато потом ребята и взрослые получали удовлетворение от результатов.

При Громяковой Л.М. школьный комитет ВЛКСМ превратился в настоящий штаб ученического самоуправления. Много внимания в те годы уделялось профориентационной работе. Ребята часто ходили с экскурсиями на предприятия, где работают их родители: аэропорт, депо, «Сувенир», ткацкую фабрику, хлебокомбинат. Благодаря этим экскурсиям многие выпускники выбрали нужные городу профессии. Профориентационная работа начиналась с детского сада, продолжалась в начальной школе, а затем в средней. Особенный упор делался на выбор железно¬дорожных профессий. Хорошо эта работа была поставлена у классных руководителей: Дейкало М.А., Рябиной И.Е., Луцевой В.А., Парташниковой Ю.Г., Плохоцкой Л.А.(Манучарян). Высокие показатели в учебно-воспитательной работе школы в 70-80 годах во многом объяснялись не только оптимизацией процесса обучения и воспитания, но и хорошо поставленной работой с родителями.

Много усилий коллектива было отдано организации работы родительского университета. (Он был создан по инициативе Гармаша в 60-е годы). Помимо классных собраний, родители приглашались на лекции по различной педагогической тематике, которые готовили педагоги школы и приглашенные лекторы. Родителям также предлагалось подписаться на журнал «Семья и школа» и другие педагогические издания. Велась большая пропагандистская работа в этом направлении. Некоторые родители считали, что они хорошо воспитывают своих детей и без журналов и лекций. Но большинство родительской общественности видело несомненную пользу в предлагаемых мероприятиях и охотно откликалось на призывы педагогов. Работа родительского университета была хорошо отлажена. За опытом приезжали гости со всей дороги, не говоря уж о городе и районе.

УПК Во второй половине 80-х годов в стране началась перестройка. В образовании она вылилась в очередную школьную реформу, в соответствии с которой должны были создаваться УПК (учебно-производственные комбинаты). Менялось учебное расписание. Один день выпадал, он отводился для занятий старшеклассников в УПК, где они могли получить профессии, необходимые в жизни: секретаря, медсестры, водителя. Но, как и любое благоразумное начинание в нашей стране, этот процесс не был подготовлен материально и проводился сумбурно, по принципу: главное начать... Намечалась загрузка детей в остальные учебные дни. Возникли проблемы с недостаточной мощностью столовой. В целом итоги 80-х годов были следующими: переход к односменному режиму работы, 5-дневной рабочей неделе в начальной школе (благодаря третьей пристройке). Большая работа была проделана по реконструкции и новому оформлению кабинетов. Не смогли охватить всех учащихся горячим питанием, не был построен стрелковый тир. Но это не умаляло заслуг коллектива во главе с директором Волошиным В.А., который был награжден в 1989 году знаком «Почетный железнодорожник».

ОСНОВЫ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ШКОЛЫ В 80-е годы

В конце 70-х начале 80-х годов школа впервые за свою историю работала без второгодников, отмечалась среди лучших школ на СКЖД дороге. Это было достигнуто благодаря самоотверженной работе всего коллектива, в первую очередь учителей: Каюмовой А.М., Гребенюк Т.Н., Рожковой Л.М., Голуевой Л.М., Рябиной И.Е., Семашко Е.П., Кулаковой Н.П., Куриловой Л.Н., Селезневой С.И., Саркисовой Л.С., Солономенко Н.И, Солдатенко В.Д., Васильевой Л.Д., Парташниковой Ю.Г. Коллектив школы №103 откликнулся на призыв волгоградских учителей: «Каждому уроку - высокий методический уровень!». Много внимания педагоги уделяли работе с консультантами. Это было одним из фактов оптимизации учебного процесса. Особенно это хорошо получалось у Каюмовой, Соловьева, Васильевой, Рожковой.

От учителей, выставивших двойки в четвертях или году требовалось, чтобы они составили план индивидуальной работы с отстающими и слабоуспевающими учениками и регулярно отчитывались за проделанную работу. Это резко уменьшало желание учителя выставлять двойки всем подряд. Если же учитель поставил двойку, это должно было означать, что он исчерпал весь арсенал методических средств с этим учащимся, и нет никакого выхода, кроме выставления неудовлетворительной оценки. Теперь учитель, прежде чем выставить двойку по предмету знал, что он выставляет эту оценку прежде себе. Большая роль отводилась работе по преемственности. В коллективе сложилась традиция: учителя, готовившиеся приступить к работе в 5-х классах, должны были тщательно изучать детей в 3-м классе (посещать уроки, беседовать с учителями, знакомиться с родителями, родительским комитетом и посещать мероприятия). Такая кропотливая работа давала свои результаты. Школа начала работать без второгодников, 60% её выпускников поступали в вузы. По итогам инспекторских проверок неизменно отмечался высокий уровень работы педагогов, продуманная система работы по нравственному гражданско-правовому воспитанию учащихся, воспитанию сознательной дисциплины. Директор Гармаш П.Е, а потом Волошин В.А. сумели создать в коллективе атмосферу творчества, деловитости, когда каждый учитель мог учиться у более опытных и раскрывать свои способности, реализовать себя в избранной профессии.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ШКОЛЫ:

В конце 80-х годов началась компьютеризация школы. В 1988году, благодаря усилиям Совета школы (руководитель Синаев) и директора Волошина В.А., был оборудован первый компьютерный кабинет (кабинет № 42). 13 «Корветов» соединили в простую локальную сеть. Это было большим достижением! Желающих изучать компьютерное дело, посещать кружки и факультативы было огромное количество. Стали оборудовать второй кабинет. Классы начали делить на две группы. Ввели преподавание информатики. Это было сделано по распоряжению Министерства просвещения. Начало было трудным. Никакого программно-методического обеспечения не было. Чему и как учить никто толком не знал. Учебники были рассчитаны на безмашинный вариант обучения. Учителя (Якубеня Л.В., Котова Р.К., Гиренко Т.Н.) сами составили программу для 9-10-х классов, опробовали, усовершенствовали. С 1992года предмет «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) был введен с 3 по 11 класс. Было тяжело, но интересно ликвидировать компьютерную безграмотность учащихся. На каникулах все учителя в обязательном порядке должны были изучать основы работы на ЭВМ.

Программу составили так, чтобы выделить в 10-11-х классах часы на изучение программирования. Компьютеры были старые, списанные. Системные блоки постоянно ломались, но наши учащиеся создавали программы, вполне профессиональные, например: «Морской бой» (Снегин Костя); «Вычисление интеграла методом Симпсона» (Демиденко Денис); «Шахматные миниатюры» (Теряев Сергей); «Методы решения систем уравнений» (Рюмин В.); «Тренировка внимания» (Горовой В.); «Построение кривых высшего порядка» (Пода Е.); «Проверь свой интеллект» (Селезнева Вера) и другие.

На открытых экзаменах, где защищались эти работы, специалисты из больших ВЦ давали высокую оценку творчеству ребят. Государственный экзамен по информатике показали по городскому телевидению. В 90-е годы на смену «Корветам» пришли IBM - совместимые компьютеры. Учителя и учащиеся ликовали! Возникшие новые проблемы помог решить Пятигорский региональный центр информатики. Весной 1997года состоялась презентация. Были доклады, программы новых кружковцев, выступление гостей, артистов. Специально для этого мероприятия была написана песня на слова: Скажем прямо, наш директор - не чудак! Хоть сидит тихонько, улыбаясь. В голове идея, вовсе не пустяк! Если что задумал - будет так! Приходит время, Дети головы теряют, О компьютерах мечтают, Им не до сна. Директор милый IBM нам покупает. Пусть процветает компьютеризация! Мы «корветы» изучали 9 лет. Хочется что-то поновее. Переоборудовать наш кабинет – Просто гениальная идея.

Учителя Гиренко Т.Н., Епифанцева И.В., Котова Р.К. усовершенствовали программу курса, добавив в него темы: «Компьютерное делопроизводство», «Компьютерные сети», разработали методику проведения уроков программирования на языках VISUAL BASIC, DELPHI. Школьный кабинет информатики стал филиалом Пятигорского центра, теперь в нём проводятся курсы для всех желающих овладеть основами ЭВМ. На его базе проводятся краевые курсы повышения квалификации учителей информатики для нашего региона, городские олимпиады, всероссийские тестирования. В 90е годы появились новые «звезды», создающие оригинальные программы: Четвериков Денис («Фрактальные кривые»); Акопов Юрий («Эмулятор калькулятора», «Цветные линии», «Страница в Internet»).

Наверх

90-е годы

В 90-е годы наша школа получила статус гимназии. Произошло это не сразу. Потребовалась большая подготовительная работа. Коллектив по своему уровню был готов к этому переходу как методически, так и материально. Завуч Гребенюк Т.Н. изучила опыт работы одной из московских гимназий. Привезла много полезных материалов, которые служили образцом для создания собственного Устава, Положения и других документов.

Гимназия привлекла коллектив, прежде всего тем, что можно было экспериментировать, вводить новые предметы. С другой стороны, все понимали, какая ответственность ложится на каждого члена коллектива. Большая заслуга в написании Устава гимназии, Кодекса гимназиста принадлежит Чернощековой А.А.. Новым было многое: психологическая служба, учебно-воспитательные центры, факультативы, клубы по интересам, элективные курсы, экспериментальные программы, методическая служба, совет гимназии, конкурсный отбор в гимназию, компьютеризация школы. В те годы попробовали создать профильные классы: 5-е классы формировались как математический, гуманитарный и географический. Но из этого ничего не вышло, так как в сетке часов ничего не изменилось. Программа для трех потоков осталась прежней.

Пришли к выводу, что коллективы учащихся "перетасовали" напрасно. Новшество не прижилось. Администрация школы много внимания уделяла оздоровлению нравственной атмосферы в коллективе. Широко пропагандировались такие принципы взаимоотношения в коллективе, как взаимное уважение и доверие, толерантность, сотрудничество, гласность, деятельный, а не словесный характер воспитания, стремление к повышению профессионализма, единство слова и дела. Зародилось движение "каждый урок открытый". Стали практиковаться творческие отчеты педагогов. В 1992 году сменились завучи. Ими стали: Соловьев В.Т. (по учебной работе), Кирносова (по начальной школе) и Цкитишвили Н.Н. (по английскому языку). Гребенюк Т.Н. заняла должность завуча по научно-методической работе. Это были опытные учителя, выросшие в коллективе и хорошо знавшие свое дело. Они стали надежной опорой директору в таком трудном процессе, как переход на гимназию. Соловьев В.Т. имел опыт профсоюзного организатора.

Он отличался деловитостью, добросовестностью, тщательностью, хорошими организаторскими качествами. Был строг, но справедлив. Кирносова Л.Т., поработав много лет учителем начальных классов, была компетентна в порученном деле. Интеллигентность, доброжелательность располагали к ней и учителей, и родителей. Цкитишвили Н.Н. отличали такие качества, как глубокое знание предмета, эмоциональность, артистизм, искренность, принципиальность. Немало выпускников благодарно ей за хорошую подготовку по английскому языку. Будучи выпускницей этой школы (1969 год), она прошла путь от лаборантки до завуча. Гребенюк Т.Н. (выпускница школы 1966 года) уже имела опыт работы завучем. Её отличали творческий подход к делу, поиск новых форм, нестандартность решений, понимание психологии. Чернощекова А.А., продолжая работу, теперь преподавала курс этики, один из элективных гимназических курсов.

В лингвистической области в гимназии добавились предметы: латинский язык, немецкий язык, история Англии, детская английская литература. Литературное краеведение, логика, психология, прикладная экономика, граждановедение, история музыки, история искусств, шахматы - эти курсы усиливали культурологическую составляющую образования в гимназии. В разные годы велись такие курсы, как «История религии», «Стилистика и культура речи».

В своих анкетах большинство учащихся, выразили положительное отношений к этим курсам, показали свою заинтересованность в них. Несомненно, что они способствовали развитию учащихся, но их преподавание находилось на этапе поиска. Именно в преподавании этих курсов можно было применить нетрадиционные формы занятий. Молодые учителя: Шаля Л.В., Самойленко Т.Г., Беличенко Т.Н., Абрамова Н.Л., Ершова Е.Т., Сухарева Е.Е. - успешно овладевали программами и методикой проведения занятий, экспериментировали. В начальной школе в эти годы начали внедрять методику Занкова (Захарова Г.Ф., Землянухина А.Н., Короткая О.Н., Жемойтель Н.В. и другие учителя). Для этой методики характерны следующие принципы: 1) высокий уровень трудности; 2) быстрый темп обучения; 3) приоритет теории; 4) дифференциальный подход; 5) осознанность и мотивация обучения.

Было много трудностей на пути внедрения этой методики, "занковцы" доказали, что эта технология развивает детей, способствует их саморазвитию. Успешно развивалось преподавание немецкого языка. Учителя Маркозашвили С.М., Горшкова Л.Г., Катюжинская Л.В., Герасимова Т.Н., начинали с "нуля": ни учебников, ни программ, ни методики не было. Все сами разработали и успешно апробировали. До 1997 года школа была железнодорожная. 1 апреля 1997 года ряд железнодорожных учреждений, в том числе и гимназия №103 были переданы в ведение города, т.е. перестали быть железнодорожными. Закончилась эпоха «железнодорожной школы». Мы влились в ряды городских школ. И сразу же заняли свое достойное ведущее, лидирующее место в образовании города и края. В 1998 году учитель математики Котова Р.К. (ныне зам. директора по УВР) заняла 3 место в краевом конкурсе «Учитель года». Гордились за нашего учителя не только мы, но и весь город.

Наверх

Новый век. Новое тысячелетие

Начало XXI века стало для нас периодом больших перемен. В 2000 году, в год столетнего юбилея школы, сменилось руководство гимназией. Директором была назначена учитель истории, заместитель директора по научно-методической работе Безруких Людмила Анатольевна (выпускница школы 1975 года).

Молодая, энергичная Людмила Анатольевна с первых дней руководства школой проявила себя как талантливый организатор. Она пришла со своей командой единомышленников: Агабековой Р.Г., заместителем директора по иностранным языкам, Котовой Р.К., заместителем директора по учебно-воспитательной работе, Кирносовой Л.Т., заместителем директора по учебно-воспитательной работе начальной школы, Шабановой Р.Г., заместителем директора по воспитательной работе. Людмиле Анатольевне удалось убедить заведующую отделом образования города Гончаренко Л.И. перейти к нам в школу на должность заместителя директора по научно-методической работе.

Перед коллективом стали новые, еще более сложные, но в тоже время интересные задачи. Школа менялась буквально на глазах, молодела и хорошела внешне, изменялась качественно в лучшую сторону. Были созданы все условия для творчества педагогов и учащихся через заключение договоров и установление контактов с лидирующими учебными заведениями страны и края. Об успехах школы заговорили на всю страну. В 2002 году в Большую энциклопедию «Лучшие школы России» была включена информация о нашем учебном заведении. Высокий уровень качества наших выпускников привлек внимание руководство в ФГУАП «Кавминводыавиа» (генеральный директор Бабаскин В.В.).

Мы заключили договор о безвозмездном информационном и консультационном обеспечении наших учащихся, профориентации. Теперь многие из наших выпускников станут студентами учебных заведений гражданской авиации, а в последующем – работниками одного из крупнейших аэропортов страны – Минеральные Воды. Пять раз (в 2002, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.) гимназия побеждала во Всероссийском конкурсе «Школа года», дважды награждалась дипломами «Знак качества образования РФ» (2003, 2004 гг.), дипломом «Школа высшей категории» (2004 г.) и «Академическая школа» (2004, 2006 гг.). В 2005г. гимназия стала лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшие школы России».

Директор гимназии Безруких Л.А. за огромный труд по интеграции усилий педагогического коллектива, учащихся и родительской общественности, за успешное внедрение передовых педагогических технологий была удостоена звания «Директор года» (2003 г.), награждена дипломами Директор «Школы России – 2006» , «Директор высшей категории – 2006». Людмила Анатольевна старается соответствовать высокой планке возглавляемого ею учреждения. Она удостоена звания академика Академии творческой педагогики, а также звания «Народный педагог». В 2004 году она была включена в Совет директоров России.

Самое главное подтверждение высокого мастерства наших учителей – это победы учащихся в городских и краевых олимпиадах. Призерами краевых олимпиад 2005 года стали: Липцис Е.. ученица 9 класса (учитель Ясинская Л.В.) I место по литературе, Лозовая А., ученица 10 класса (учитель, Шаля Л.В) I место по английскому языку, Осадчий Н., ученик 11 класса (учитель Курилова Л.Н.) III место по английскому языку, Соколовская Д., ученица 11 класса (учитель Галаева О.В.), II место по краеведению, Коваленко М., ученица 9А класса (учитель Белова Р.А.) II место по биологии. Стало традицией проводить литературные кафе (учитель Яценко О.Ю.). При свечах, на фоне тихой музыки ученики и учителя читают лучшие литературные произведения русской классики. А какие у нас проходят КВНы! Как правило, это соревнования между командами учителей и учеников. В марте 2005 года сборная учащихся нашей гимназии заняла I место среди городских команд школьников. Наши учителя о себе заявляют на различных конкурсах: Гурова Н.А., учитель начальных классов, лауреат конкурса «Учитель года 2004», Яценко О.Ю., учитель русского языка и литературы, лауреат конкурса «Самый классный классный 2004», Абрамова Н.Л., учитель музыки, лауреат конкурса «Самый классный классный 2005».

На высокий уровень Возобновилась традиция путешествий по стране и миру. Каждый год наши учащиеся посещают памятники архитектурного, исторического, литературного наследия нашей страны (Санкт-Петербург, Кижи, Сергиев Пасад, Волгоград, Москва). А на лето – в горы. Гребенюк Т.Н. каждый год организовывает туристические походы в Домбай, Архыз, на Эльбрус. Лето для нашей гимназии время особенной работы. Три месяца работает пришкольный лагерь. За это время успевают получить оздоровительный отдых не менее 400 учащихся. А вожатыми в таком лагере работают ученики 5-8 классов. Путь длиною в сто пять лет …. Кажется все было вчера: училище, семилетка, десятилетка, спецшкола, школа-гимназия. Нам часто задают вопрос, в чем кроется секрет нашей молодости и несомненного лидерства на протяжении всех этих лет? Ответ прост: в любви. В любви к своей школе, в любви к детям, в любви к своему делу.

Наверх

Вехи большого пути

1900 год - Сдача в эксплуатацию двухэтажного здания на семь классных комнат для двухгодичного железнодорожного училища. Оно построено на средства акционерного общества Владикавказской железной дороги.
1918 год - Железнодорожное училище преобразовано в школу второй ступени, а затем в семилетнюю школу.
1932 год - Семилетняя школа преобразована в среднюю школу № 3.
1935 год – Школе №3 имени Ленина присвоено звание «Образцовая школа Советского Союза».
1961 год - СШ № 103 преобразована в школу с углублённым изучением английского языка.
1963 год - Осуществляется 1-я пристройка к зданию школы. В школе открыли спортивный зал, буфет, медицинский кабинет, библиотеку, дополнительные кабинеты.
1970 год - Школа получила 2-ю пристройку на 16 классных комнат, что позволило перейти на кабинетную систему и односменные занятия.
1986 год - Школа получает 3-ю пристройку на 9 классных комнат и 2 мастерские.
1991 год - Школа с углублённым изучением английского языка реорганизована в школу-гимназию гуманитарного типа.
1995 год - Школа - лауреат конкурса "Школа года" Северокавказской железной дороги.
1999 год - Присвоен статус федеральной экспериментальной площадки.
2002 год – Включена в большую энциклопедию «Лучшие школы России».
2002 год - Лауреат конкурса "Школа года 2002".
2003 год – Лауреат конкурса «Школа года 2003». Награждена дипломом «Знак качества образования РФ».
2004 год – Лауреат конкурса «Школа года 2004». Награждена дипломами «Знак качества образования 2004», «Школа высшей категории», «Академическая школа».
2005 год – Лауреат конкурса «Лучшие школы России».
2006 год – Лауреат конкурса «Школа России - 2006». Награждена дипломом «Академическая школа».
2007 год – Лауреат конкурса «Школа России - 2007». Награждена дипломом «Академическая школа».
2008 год – Лауреат конкурса «Школа России - 2008». Награждена дипломом «Академическая школа».

Наверх

© 2024, «МБОУ гимназия №103 г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 32»