• О гимназии 103 ● Антикоррупционная деятельность ● Базовая площадка ФЦПРО ● Введение ФГОС ● Гостевая книга гимназии ● Дорожная безопасность ● Федеральная инновационная площадка ● Информация ● Книга памяти ● Музей гимназии ● Наша новая школа ● Краевые социально значимые акции ● Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ● Публичный доклад ● Служба медиации ● Управляющий совет ● Устав гимназии ● Школьные СМИ ● Фотоархив гимназии
  • Родителям ● Благотворительная помощь ● Гостевая книга гимназии ● Задайте вопрос директору гимназии №103 ● Инструкция для родителей по электронному зачислению в ОУ ● Комплексная безопасность ● Мониторинг качества образования ● ОРКСЭ ● Основная образовательная программа ● Реализуемые программы ● Рекомендации ● Ссылки  ● Учебные планы ● Школьные СМИ ● Фотоархив гимназии ● Электронное обращение граждан
  • Ученикам ● Безопасный интернет ● Внеурочка ● Всероссийские конкурсы ● Гостевая книга гимназии ● Государственная итоговая аттестация ● ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ● Летняя гимназия ● Наши успехи ● Всероссийская олимпиада школьников ● Поступающим в ВУЗы ● Совет старшеклассников ● Спорт ● Школьный хор ● Школьные СМИ ● Фотоархив гимназии ● Электронное обращение граждан
  • Учителям ● Гостевая книга гимназии ● Молодые специалисты ● Коллективный договор ● Печатные издания ● Повышение квалификации ● Профком ● Профстандарт ● Школьные СМИ ● Электронное обращение
       граждан
ГЛАВНАЯ

подразделы текущего раздела

Круг сообщества или как жить без конфликтов

В рамках федеральной инновационной площадки в МБОУ гимназии № 103 г. Минеральные Воды с сентября 2019 года Школьная служба медиации (ШСП - школьная служба примирения), состоящая из учащихся 8 – 9-х классов, начала проведение цикла мероприятий «Круги сообщества» с учащимися 5 – 6-х классов с целью урегулирования конфликтных ситуаций между одноклассниками. Предварительно ШСП под руководством педагога-психолога гимназии проводят встречи с участниками Круга: учащимися и их классным руководителем. В ходе встречи выясняются проблемы класса (нарушение дисциплины, оскорбления друг друга и т.д.).
В назначенный день ребята из службы примирения приходят к пяти-шестиклассникам на классный час, озвучивают цель своей работы. На первом этапе рассказывают об основных правилах Круга: уважать символ слова (символом является мягкая игрушка - Медведь); говорить честно и не лукавить; слушать с уважением: не перебивать, не шуметь, не смеяться, не разговаривать; соблюдать конфиденциальность. Хранитель (педагог-психолог) просит участников Круга высказать свое мнение о причинах конфликтных ситуаций. Все ребята стараются честно выразить свое видение конфликтов, рассказывают о причинах обид друг на друга. После открытых высказываний отношения в классе становятся более открытыми и дружескими.
Второй этап Круга заключается в ответе на вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы класс был дружным?» Пока символ слова идет по Кругу, учащиеся, перебивая и дополняя друг друга, предлагают выходы из конфликтных ситуаций и мероприятия по сплочению коллектива
На третьем этапе все вместе рассматривают возможные варианты решения проблемы. Хранитель предлагает обсуждение каждому: «Что ты можешь сделать, чтобы жизнь класса стала лучше?».
На четвертом этапе Круга достигается взаимопонимание между всеми участниками Круга, определяются пункты соглашения и последующие шаги по нормализации ситуации в классе. Учащиеся осознают ответственность за решение проблемной ситуации, и это способствует формированию комфортного психологического климата в коллективе.
Пятый этап – закрытие и подведение итогов.
Круг сообщества - не новая форма решения проблем и выхода из конфликтов, но эти занятия помогают организаторам (службе примирения) получать опыт разрешения конфликтных ситуаций, а ребятам - понять природу конфликтов и пути объединения классного коллектива.

Педагог – психолог МБОУ гимназии №103
г. Минеральные Воды
Васильева Т.Н.

Рекомендации для проведения Кругов сообщества

В подростковом возрасте общение школьника со сверстниками приобретает огромное значение. Отношения с товарищами находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Поэтому для него очень важно занять удовлетворяющее его положение среди одноклассников. Одни стремятся занять в группе положение лидера, другие – получить признание и уважение от товарищей, третьи – стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле. В этом случае и возникают конфликтные ситуации. Как показывают ситуации правонарушений и конфликтов в школе, подросткам часто не хватает способности к решению конфликтов путем переговоров. Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
Эффективная работа школьной службы медиации способствует предупреждению агрессии и цивилизованному разрешению конфликтных ситуаций. В работе школьной службы медиации можно использовать такую форму работы, как Круг сообщества (один из видов восстановительных программ).

Круги сообщества

Круг сообщества – это одна из форм проведения мероприятия по урегулированию конфликтов. Цели проведения Круга могут быть разными, но главная – принятие совместного решения. В Круге принимают участие дети, участвующие в конфликте. С приглашенными проводится предварительная встреча, на которой объясняется цель проведения Круга сообщества, его правила, тема обсуждения. Участие в Круге только добровольное. Без подготовки участников на таких предварительных встречах, без признания актуальности обсуждаемой проблемы всеми участниками Круга и соблюдении принципа добровольности повышается риск, что обсуждаемый конфликт вспыхнет с новой силой.
Основные правила встречи в Круге, роль Хранителя, церемонии открытия и закрытия в Круге, использование «символа слова», этапы работы по подготовке и проведению Круга подробно описаны в сборнике методических материалов «В помощь школьным службам примирения» ГБУ АО «Центр «Надежда»» (2016 год).
Еще до приглашения участников Круга медиаторы обсуждают важность ситуации, подходит ли она для проведения Круга; какие вопросы и темы будут выставлены на обсуждение; как организовать конструктивное общение в Круге, чтобы участники сами нашли выход из сложившейся ситуации.

Предварительные встречи

Хранителем (организатором, ведущим) обязательно проводятся предварительные встречи со всеми приглашаемыми участниками, где более точно, с учетом мнений приглашенных, формулируется тема, объясняются смысл, цели и правила Круга. Обсуждается ожидаемый результат, в зависимости от глубины конфликта и интересов сторон. При проведении школьных Кругов сообщества необходимо участие педагога или классного руководителя для поддержки конструктивных изменений.

Первая фаза Круга: создание основы для диалога

На первой фазе Круга участники должны представиться. Важно, чтобы все находились в кругу, наблюдатели «за кругом» не допускаются. Проводится подготовленная хранителем совместно с волонтерами церемония начала Круга, помогающая участникам настроиться на серьезный разговор и открытую коммуникацию. Хранитель объясняет цели и смысл Круга, а также предлагает «символ слова», то есть предмет, который будет обозначать говорящего. «Символ слова» всегда передается по часовой стрелке, чтобы исключить споры между участниками и дать каждому возможность и время обдумать произошедшее и высказать свое мнение. Обязательно достигается договоренность о таких правилах Круга, как уважать «символа слова»; говорить искренне с уважением; соблюдать конфиденциальность. Затем Хранитель просит каждого из участников по очереди поделиться мнением о данной конфликтной ситуации. Тему для этого раунда обсуждений формулируют Хранитель и волонтеры на этапе подготовки к Кругу. Участники могут пропустить свою очередь, но обычно «символ слова» передают во второй раз, чтобы все желающие могли поделиться своей информацией. Как правило, результатом этого раунда становится изменение межличностных отношений: дети начинают относиться друг к другу более уважительно, а не только как к противоборствующим в конфликте сторонам.

Вторая фаза Круга: обсуждение проблемной ситуации

На второй фазе Хранитель предлагает всем участникам высказать свое отношение к ситуации, и к каким последствиям для них она привела. На этом этапе важно, чтобы у каждого была возможность высказаться, чтобы все учащиеся были услышаны - а не только мнения лидеров и взрослых. Иногда оказывается, что в процессе обсуждения проявляются важные подробности случившегося, которые до этого момента не высказывались участниками. Если обсуждения в Круге приводят к конфликту, то обязанность Хранителя напоминать участникам о необходимости придерживаться принятых правил. Хранитель может высказывать свое отношение к произошедшему наравне с другими участниками Круга и является активным участником Круга, может вносить свои предложения и высказывать свое беспокойство по поводу обсуждаемой проблемы. Когда тема себя исчерпала, можно переходить к следующей. Хранитель Круга формулирует следующую тему, отзываясь на наиболее волнующий всех вопрос. Может показаться, что необходимость ждать своей очереди для высказывания усложняет коммуникацию, но, скорее, это дисциплинирует. Пока символ слова идет по кругу, желание ответить резкостью пропадает, человек успокаивается. Спокойный и предсказуемый темп Круга позволяет участникам подготовиться к своему высказыванию.

Третья фаза Круга: рассмотрение возможных вариантов решения.

Хранитель запускает обсуждение и просит высказаться о возможных способах решения проблемы. Хранителю и волонтерам нужно направлять разговор так, чтобы ответственность за поиск выхода из ситуации, взяли на себя сами участники Круга. Когда «символ слова» обошел Круг и вернулся к Хранителю, он может запустить еще один раунд обсуждения, подвести итог сказанного, поднять другие вопросы о которых говорили участники, передать символ слова другому участнику для начала нового раунда Круга, либо поместить символ слова в центр Круга, чтобы его мог взять любой участник, который захочет высказаться.

Четвертая фаза Круга: достижение взаимопонимания и договоренности.

В Круге определяются пункты соглашения и последующие шаги по нормализации ситуации. Решение поставленных на обсуждение вопросов лежит на участниках Круга, Хранитель и волонтеры лишь способствуют нормализации коммуникации, достижению взаимопонимания и выработке соглашения. В процессе Круга его участники берут ответственность за выход из конфликтной ситуации, поэтому Круги способствуют формированию активного школьного сообщества. Не всегда в Круге требуется принимать решение. Иногда достаточно прояснить ситуацию или важнее оказать человеку поддержку, проявить взаимопонимание

Пятая фаза Круга: закрытие.

С участниками проводится рефлексия о проведенном мероприятии, а затем - завершающая церемония закрытия Круга, которая подводит итоги и «ставит точку» в этом процессе.

Рекомендации по общению с подростками

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности.

Рекомендации учителю о способах общения с подростком

1. Необходимо уметь выслушать, понять, посочувствовать.
2. Нельзя ставить подростка в ситуацию неопределенности, неясности.
3. Обеспечить возможность занять достойное место в классном коллективе.
4. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать.
5.Создавать ровные и открытые отношения. Обращаться по имени.
6. Знать состояние здоровья подростка, замечать признаки утомляемости.
7. Стимулировать личную ответственность.
8. Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
9. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно относиться к поступку, а не к личности.
10. Подросток должен принимать ваши эмоции и чувства к нему.
11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
12. Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
13. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
14. Необходимо способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.


   
    Сегодня 07.12.2019
    Суббота  

Случайное изображение. Гимназия 103 Минеральные Воды
Электронный Классный Журнал инструкция для входа в электронный дневник через госуслуги

Яндекс.Метрика
 

Copyright © 2010 - 2019, «МБОУ гимназия №103 г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 32»