• О гимназии 103 ● Антикоррупционная деятельность ● Базовая площадка ФЦПРО ● Введение ФГОС ● Гостевая книга гимназии ● Инновационная деятельность ● Информация ● Книга памяти ● Музей гимназии ● Наша новая школа ● Новости гимназии ● Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ ● Профилактика ДДТТ ● Публичный доклад ● Служба медиации ● Управляющий совет ● Устав гимназии ● Школьные СМИ ● Фотоархив гимназии
  • Родителям ● Благотворительная помощь ● Гостевая книга гимназии ● Задайте вопрос директору гимназии №103 ● Здоровое питание ● Инструкция для родителей по электронному зачислению в ОУ ● Комплексная безопасность ● НИКО ● ОРКСЭ ● Основная образовательная программа ● Реализуемые программы ● Рекомендации ● Ссылки  ● Учебные планы ● Фотоархив гимназии
  • Ученикам ● Безопасный интернет ● Внеурочка ● Гостевая книга гимназии ● Государственная итоговая аттестация ● Летняя гимназия ● Наши успехи ● Всероссийская олимпиада школьников ● Поступающим в ВУЗы ● Совет старшеклассников ● Спорт ● Школьный хор ● Фотоархив гимназии
  • Учителям ● Гостевая книга гимназии ● Молодые специалисты ● Коллективный договор ● Печатные издания ● Повышение квалификации ● Профком ● Профстандарт
    Сегодня 09.12.2016
    Пятница  

Случайное изображение. Гимназия 103 Минеральные Воды
Электронный Классный Журнал
Яндекс.Метрика
ГЛАВНАЯ

подразделы текущего раздела

Подготовка к введению ФГОС ООО

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральные государственные образовательные стандарты основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе (ИНФОРМАТИКА, ИКТ)»

Тема: «Реализация метапредметного подхода на уроках информатики»

Выполнена:
Епифанцевой Инной Владимировной,
учителем информатики и ИКТ
1 квалификационной категории
МБОУ гимназии № 103 г. Минеральные Воды


Руководитель:
Дурдыева Лияна Рамазановна
Преподаватель кафедры МД, ИТ и ДО



г.Ставрополь, 2014

Оглавление

Введение 3
Информатика – метапредметная дициплина. 5
Реализация метапредметного подхода на уроках информатики. 6
Заключение 10
Список использованной литературы: 11
Приложение 1 12

Введение

На сегодняшний день при переходе на новые стандарты обучения – стандарты второго поколения мы сталкиваемся с неизбежным изменением в содержательной части обучения. Учитель не только должен выдать порцию необходимой информации, но создать условия для приобретения учеником универсальных учебных действий, которые помогут ему самореализоваться в будущей профессии и жизни вообще. Учитель должен ориентироваться на развитие у школьников базовых способностей: мышление, воображение, различительной способности, способности целеполагания или самоопределения и так далее. Ориентация работы учителя на развитие способностей подталкивает учителя к использованию метапредметного подхода в обучении.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А также этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию обучающего процесса.
Проще всего научить ребенка какому- либо набору знаний и умений, без которых не может обходиться современный человек, труднее дать ему навыки ведущих типов интеллектуальной работы - Типы мыследеятельности: конструирование, проектирование, исследование, управление, так как они имеют свои нормы и принципы мышления, коммуникации, мыследействия, намного более сложноорганизованные потому что являют собой целые системы знаний и навыков. К примеру как пишет Ю.В. Громыко в своей работе Метапредмет "ПРОБЛЕМА" «Мышление — это полиинструментальная система. Средство, инструмент мышления не имеют вещественной формы. То, что мышление является полиинструментальной эволюционно-исторической системой, — это с точки зрения его происхождения означает, что в исторической толще за мышлением стоит огромное число практических орудийных деятельностей, которые, потеряв свою природно-материальную основу, приобрели духовно-идеальную форму.[6]

Информатика – метапредметная дициплина.

Если мы попросим дать определение понятию информатика, то по аналогии со словом информация, мы услышим множество схожих по смыслу, но все таки отличающихся определений. Такая попытка была предпринята еще в 1978 г. Международным конгрессом по информатике, который определил: «Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного и социального воздействия».
Информатика - отнюдь не только «чистая наука». У нее, безусловно, имеется научное ядро, но важная особенность информатики - широчайшие приложения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управление, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и др. И, может быть, главное из них - совершенствование социального управления на основе новых информационных технологий.Как наука, информатика изучает общие закономерности, свойственные информационным процессам. [7]
Сложна и моногобразна структура современной информатики, а если мы рассмотрим место информатики с системе наук, то поймем что метапредметность заложена в основе науки, поэтому применение метапредметного метода в преподавании информатики в школе имеет отражение практически в любом разделе учебной дисциплины .
По определению А.П.Ершова информатика - «фундаментальная естественная наука», так как понятия «информация», «процессы обработки информации» несомненно имеют общенаучную значимость, а единство законов обработки информации в системах самой разной природы - искусственных, биологических, общественных ставит информатику в ряд естественных наук таких как физика, химия, биология и другие. Однако, многие ученые подчеркивают, что информатика имеет характерные черты и других групп наук - технических и гуманитарных, так как рассматривают вопросы связанные с техническими, программными средствами, а также различные алгоритмические структуры. Науке информатике присущи и некоторые черты гуманитарной (общественной) науки, что обусловлено ее вкладом в развитие и совершенствование социальной сферы. Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания, то есть метанаукой, как это изображено на рис. 1.

Реализация метапредметного подхода на уроках информатики.

По моему мнению урок – это творчество учителя, это практически спектакль, где актер – учитель, должен задействовать не только душевный потенциал ребенка, но и привить интерес к изучаемому предмету. Поэтому мы часто в своей практике прибегали к различным способам. Мы применяли уроки с межпредметными связями, для получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. Привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области. Проводили интегрированный уроки, для систематизации знаний, умений и навыков, рассмотрения учебного материала со стороны двух или более предметных областей, развитие потенциала учащегося. На интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока; привлекая знания по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.
Теперь мы учимся применять метапредметные уроки, для применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями.
Что такое метапредметный урок?
Метапредметный урок- это урок, целью которого является
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса.
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Метапредметный урок- это урок, на котором...
- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант).
- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.
- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности) по восстановлению генезиса того или иного понятия, этот процесс можно сравнить с созданием алгоритма решения проблемы: провели доказательство какого-либо факта, затем составили алгоритм своей деятельности "для будущих поколений";
- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.[4]
Активизация интереса и мотивации обучения учащихся осуществляется с использование образовательных технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-проблемно-диалогическая технология;
-игровая технология.
Как пример могу привести некоторые задания , которые применяю на уроках. Раздел «Кодирование информации». Творческое задание: Разработать собственную кодовую таблицу. Конечный продукт – кодовая таблица. Выполняя творческое задание учащийся развивает такие метапредметные умения как использование знаково-символических средств представления информации для решения практических задач; умение работать с разными видами информации: текстом, рисунком, числом, знаком. После представления своего конечного продукта, ребятам предлагается представить себя в роли шпионов и разведчиков и применить свои кодовые таблицы для шифрования важных сообщений.
Раздел «Информационные объекты и компьютер». Творческое задание: Составить маршрут экскурсии по городу, используя геоинформационную систему. Конечный продукт: Маршрут экскурсии в MS Word, иллюстрированный схемами из графического редактора Paint и картинками из геоинформационной системы. Выполняя это творческое задание учащиеся учатся работать с геоинформационной системой, на примере интерактивной карты города, а также фиксируют результаты с помощью средств ИКТ (текстовый редактор, графический редактор). В результате выполнения творческого задания учащиеся осуществляют поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве, используют знаково-символические средства для представления конечного продукта.
Раздел: «Текст как форма представления информации». Творческое задание: Написать реферат по учебному предмету . Конечный продукт: Реферат по учебному предмету в MS Word. Выполняя такое творческое задание обучающийся совершенствует приобретённые навыки работы с информацией и пополняет их, он работате с текстами, преобразует и интепретирует содержащуюся в них информацию, формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует её, осуществляет расширеннный поиск информации с использованием ресурсов электронных библиотек и Интерента. Фиксирует результаты в текстовом редакторе в соответсвии с установленными требованиями к оформлению реферата.
Раздел «База данных как информационная система» . Творческое задание: Разработать и создать базу данных «Медицинская статистика». Конечный продукт: База данных в MS Access. Выполняя такое творческое задание ученики строят схемы информационного взаимодействия в системах; выявляют системообразующие и системоразрушающие факторы; создают взаимосвязные базы данных.

Заключение

Итак метапредметный подход в образовании не должен заменить традиционные учебные предметы с их системой знаний и умений, но повысить качество предметной работы и сделать ее реально содержательной через повышение педагогического профессионализма, найти те единицы содержания, которые были бы связаны и с действием, и с живой работой мышления.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.
Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая определяет специфику метапредметной интеграции.
Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником.

Список использованной литературы:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Лозинг, В.Р.Основы гуманитарного образования. - Кемерово. МОУ ДПО «НМЦ», 2008.-260с.
3. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования.(www.standart.ru)
4. О.А. Платон «Метапредметный урок и метапредметные компетенции» (http://skachate.ru)
5. Громыко Ю.В. «Метапредмет «Проблема».- М., 1998. – 376 с.
6. Громыко Н.В. «Метапредмет «Знание».- М., 2001.- 540 с.
7. Могилев А.В., Пак Н.И., Хенекер Е.К. «Информатика» - М. Academa, 2004г.

Приложение 1

Тема урока: Работа с объектами в векторном и растровом графических редакторах. Подобие фигур, симметрия. Подобие фигур, симметрия.

Цели:
• Научить учащихся из отдельных примитивов получать единые объекты, выполнять геометрические преобразования над объектами (изменение размеров, отражения в различных плоскостях), выяснить какими преобразованиями, можно получить подобные фигуры и симметрию относительно горизонтальной вертикальной прямых.
• Развивать информационную культуру, ассоциативную память, логическое мышление.
• Воспитание культуры общения.

Характеристика урока:
• Форма организации: Исследовательская практическая работа.
• Тип урока: интегрированный (информатика – геометрия).
• Стратегия: ассоциативно- коммуникативная, исследовательская, развивающая.

План урока:
1. Мотивация учебной деятельности - выборочное повторение.
2. Исследовательская – практическая работа.
3. Домашнее задание.
4. Практическая работа. (подобия фигур.)
5. Симметрия в жизни.
6. Итог урока.

Ход урока
I. Мобилизующее начало.
Вопросы по графике (выплывают - цепочкой отвечают)
Вопросы:
• На какие виды делится информация с точки зрения её представления?
• На какие типы подразделяются компьютерные изображения.
• С помощью чего формируются изображения в растровой графике?
• С помощью чего формируются изображения в векторной графике?
• Какой универсальный формат имеют изображения, в векторном графическом редакторе, входящим в Windows – приложения.
• Какой графический редактор вы выберете для разработки эмблемы организации, учитывая, что она будет печататься на маленьких визитных карточках и на больших плакатах. Какие объекты симметричны?
• Какие объекты подобные?

II. Изучение нового материала. Обработка графических изображений
б)Исследовательская практическая работа по созданию подобных и симметрических фигур в растровом редакторе.
1. Откройте файл в приложении PAINT
2. Создайте фигуру подобную данной.
3. Сохраните изменения: Файл – сохранить, или кнопка на Панели инструментов – Сохранить.
Вопрос. Какие преобразования позволили получить фигуру подобную данной?
б)Исследовательская практическая работа по созданию подобных и симметрических фигур в векторном редакторе.
4. Откройте файл в приложении CORELDRAW
5. Создайте фигуру подобную данной.
6. Сохраните изменения: Файл – сохранить, или кнопка на Панели инструментов – Сохранить.
Вопрос. Какие преобразования позволили получить фигуру подобную данной?

7. Зарядка для глаз.
Вопрос. Что вы можете сказать о получившихся треугольниках?
Ответ: симметричны некоторой вертикальной прямой.
III. Практическая работа. (Установка соответствия между образным и классическим определением подобия фигур.)
Какие фигуры называются подобными? ( Используется презентация)
До сегодняшнего урока пользовались образным определением подобных фигур (одинаковая форма, но разные размеры). Определение подобных треугольников приводит к выводу, что пропорциональность соответствующих отрезков должна сохранятся у любых подобных фигур. Проверим это. (Практическая работа – в парах. Заранее распечатаны слайды, учащиеся проводят измерительные работы, производят расчёты, делают выводы).



IV. Симметрия в жизни. Очень часто с симметрией встречаемся в жизни. Многие листья деревьев и лепестки цветков симметричны относительно среднего стебля. С симметрией встречаемся в искусстве, архитектуре, техники. Это не только красота, но прочность. С помощью растрового редактора демонстрируем симметрию Римской Оперы, Эйфелевой башни и органа (работает один ученик, демонстрация через проектор).

Вопрос. Приведите примеры музыкальных инструментов, на которых многие из вас умеют играть, имеющих ось симметрии?

Оказывается большинство музыкальных инструментов, имеют ось симметрии и это не случайно…( Самостоятельно найти ответ на … ).

V. Итог урока.

Итог. С помощью преобразований – отразить слева направо и– отразить сверху вниз можно продемонстрировать симметрию относительно горизонтальной и вертикальных прямых. С помощью изменений размеров по диагонали или Формат объекта (автофигуры) – Размер – сохранить пропорции. Можно получить подобные фигуры.


 
Copyright © 2010 - 2016, «МБОУ гимназия №103 г. Минеральные Воды, ул. Ленина, 32»